Время открытий
(Несвижское педагогическое училище 1984 -1994 гг.)
В 1984 году в СССР были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа стала одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста. Продолжительность учебы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4 классы. Дополнительный год в начальной школе, как мыслилось инициаторами реформы, позволил бы «обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счёту, элементарным трудовым навыкам, уменьшить нагрузку учащихся в средней школе». Эти преобразования вновь поставили на повестку дня вопрос о расширении системы подготовки педагогических кадров начальной школы.
21 мая 1984 года правительство Беларуси приняло постановление о воссоздании в Несвиже педагогического училища.
У истоков воссоздания несвижского педучилища в 80-е годы стояли его послевоенные выпускники: начальник Минского областного управления образования А. С. Новик, директор училища Валентин Захарович Бруй, завуч Янина Адамовна Сакович.
Они не просто создавали новое учреждение образования, а бережно восстанавливали лучшие традиции послевоенного учебного заведения. Педагогический коллектив формировался из опытных педагогов Несвижского района и лучших выпускников педагогических ВУЗов республики
В 1984 году педагогический коллектив был еще не большим, всего 15 человек. В училище пришли на работу математик Я.И.Цвирко, учитель начальных классов, затем зав.практикой Е.И.Неверовская, физик Г.П.Колесникевич, преподаватель химии С.П.Кандыбович, преподаватель белорусского языка и литературы А.С.Журавская, педагоги иностранного языка В.А.Случак и З.К.Сасим, преподаватель музыки В.Е.Суховей, преподаватель физкультуры Ю.В.Зизико, трудового обучения Савченко Н.А. В течение нескольких лет после открытия в педагогический коллектив училища влились педагоги Бруй В.Н., Енчик М. Ф., Абрамович А. И., Хомич (Жигунова) Е. Ю., Жигунов М.И., Долмат Ю.М., Шумейко А.Ю., Шаров В.И.,Гапанович П.А., Бухорский Г.Н., Бухорская Л.А., Коновалов М.Н., Калиниченко (Коновалова) М.П., Бенедиктович Н.В., Карпач Л.К., Аксёник Т.А., Корсак Е.В., Фатькова (Журавлёва) Е. В., Гончарик Л. В., Мацель Е. А., Левицкий Н. Н., Гимпель Л.П., Емельянчик М.И, Скачко (Романчук) Е. В., Вериго В. Б., Линько (Суховей) А. И., Селицкая Т. И., Захватко Я. В., Вериго Т.В., Перова З.В., Азарко Ч.К., Усова В.Н., Ладята О.М., и др.
В 1985 педагогический коллектив уже насчитывал 34 преподавателя, через год их стало 47 человек, а к началу 1988г. в училище работало 52 преподавателя.
Абсолютное большинство из их числа с тех пор навсегда связали свою профессиональную судьбу с Несвижским педучилищем, проработав в нем до выхода на заслуженный отдых, а 17 преподавателей продолжают трудиться и сегодня.
Первые преподаватели и работники училища проделали колоссальную работу: оформляли и оборудовали помещения, благоустраивали территорию, но главное – закладывали традиции училища, на которых будут воспитываться все последующие поколения учащихся училища и колледжа.
В июле 1984 г. к ним на помощь пришли 73 недавних отличников-восьмиклассников, зачисленных в училище без экзаменов. Главный трудовой экзамен на зрелость и преданность училищу они сдали в августе на «отлично», подготовив училище к новому учебному году.
В памяти ребят первого набора навсегда остался торжественный день 1 сентября 1984 года - ветренный, солнечный и, конечно, волнующий. Торжественная линейка во дворе, фотографии на память и они - такие по-детски наивные, чуть испуганные, но очень ответственные и гордые. Именно с этих ребят начинается наша история. Именно они запишут в клятву первокурсников чеканную формулу: «Всегда и везде помните: вы - учащиеся Несвижского педагогического училища!»
Они помнили об этом, когда настойчиво учились, овладевали основами педагогической профессии, которой практически все остались верны.
Они помнили об этом, путешествуя по своей стране, которая называлась тогда - Советский Союз, они помнят об этом и сегодня, потому что приезжают на вечера встречи, переписываются в «Одноклассниках», поздравляют своих учителей.
А тогда в далеком 84-м вслед за праздником последовали учёба и трудовые будни. В училище в 1984/1985 уч.г. в четырёх учебных группах обучалось 120 учащихся. Первыми кураторами групп стали Антонина Семеновна Журавская (811 группа), Елена Ивановна Неверовская, а затем О.Н.Блехерт (812 группа), Ядвига Иосифовна Цвирко (813 группа), Галина Петровна Колесникевич (814 группа).
Учащиеся первого набора вместе с преподавателями ремонтировали кабинеты и общежитие,
строили стадион, разбивали цветники, создавали уют и комфорт.
Они закладывали традиции учебного заведения, многие из которых живы и сегодня: выезд на сельхозработы
, общественно-полезный труд, конкурсы художественной самодеятельности и ритмической гимнастики
поездки по стране …
Со следующего 1985/1986 учебного года в училище пришли выпускники не только базовых, но и средних школ.
Складывался большой и дружный коллектив учащихся, которых объединяли удивительный город, профессиональные интересы и, конечно, разнообразная общественная жизнь.
В тот период в средних специальных учебных заведениях страны еще не существовало должностей заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов, социальных педагогов, психологов – все эти фенкции выполняли сами учащиеся. В каждой группе были созданы ячейки профсоюзной и комсомольской организации, избраны комсорги, профорги, физорги, ответственные за учебную, культурно-массовую работу. Комсомольскую организацию училища возглавила учащаяся 813 группы, отличница Татьяна Щерба , а с введением должности освобожденного секретаря комсомольской организации в 1987 г. – молодой педагог, математик Елена Васильевна Фатькова (Журавлева), ныне директор колледжа.
Председателем профсоюзного комитета учащихся училища была избрана Юлия Антонова, учащаяся 811 группы. Вся ответственность за организацию работы в группе ложилась на старост: их избирали из числа самых ответственных ребят, имевших хорошие организаторские способности. Первые старосты групп Зайцева Елена, Сельванович Жанна, Рындевич Людмила пользовались заслуженным авторитетом у педагогов и учащихся.
В педучилище каждый мог найти себе занятие по интересам: работали предметные кружки, спортивные секции, музыкальные коллективы.
Особой популярностью у ребят пользовался “Театр моды” под руководством ветерана войны и труда Н.А.Савченко, где участники не только занимались дефиле, разыгрывали сценки, мини-спектакли по классическим произведениям, но и шили вместе с Ниной Артемовной исторические костюмы из подручного материала. Нина Артемовна руководила и кукольным театром, который ставил спектакли для малышей.
Все юноши училища, которых тогда было не много, играли в оркестре духовых инструментов (руководитель В.И.Шаров), который не только сопровождал все важнейшие мероприятия учебного заведения, но и участвовал в районных парадах и демонстрациях.
Ни один праздник в городе не обходился и без участия юных барабанщиц, которых также готовил В. И. Шаров.
Для девушек был создан первый вокально-инструментальный ансамбль (руководитель В.Е.Суховей),
вокальная группа (руководители Г.П.Рогожук, А.И.Суховей), оркестр народных инструментов (руководитель Я.В.Захватко), хор. В училище работало Таварыства беларускай мовы под руководством М.Ф.Енчик.
Первой значительной датой в истории восстановленного педучилища можно считать 30 июня 1987 года, когда состоялся его первый выпуск. Именно в этот день 114 выпускников, поступивших в учебное заведение на базе 10 классов в 1985 г. и обучавшиеся по двухлетней программе, получили первые дипломы об окончании Несвижского педагогического училища и стали учителями начальных классов.
В следующем 1988 году дипломы получили 118 учащихся первого набора и 89 выпускников, обучавшихся на базе полного среднего образования – всего 207 человек. Это стало значительным событием не только педучилища, но и всего города. Выпускной вечер проходил в родных стенах училища. Танцы на стадионе, костер, встреча рассвета… Это на многие годы станет традицией.
Уже за первые годы своей работы коллектив Несвижского педагогического училища завоевал заслуженный авторитет в Минской области и республике. Была создана современная материально-техническая база: все кабинеты училища были оборудованы техническими средствами обучения (графопроектор, диапроектор, кодоскоп, магнитофон, автоматическое затемнение окон), имелся свой кинопроектор в кабинете истории и первые 8-разрядные учебные персональные компьютеры “Корвет”.
Для занятий спортом были созданы стадион, спортзал, теннисный и тренажерный залы, лучшее оборудование для которых закупалось по всей стране.
Учебный корпус и общежитие били радиофицированы, радиоузел училища ежедневно передавал актуальную информацию для учащихся. Редколлегии групп ежемесячно выпускали 4 стенгазеты училища.
За высокие достижения в деле обучения и воспитания молодежи Несвижского педагогическое училище было признано победителем Всесоюзного соревнования среди педагогических училищ страны и было награждено Почетным Красным Знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. (фото 46)- сфотографировать знамя в музее
Первые десять лет работы педагогического училища вошли в историю как время становления прочных профессиональных традиций в области подготовки учителей начальных классов. Сложился стабильный педагогический коллектив, который отличали высокий профессионализм, требовательность и инициатива.
Учащиеся училища также демонстрировали высокий уровень профессиональной подготовки, творчество, отвестственность, целеустремленность. Об этом свидетельствовали неоднократные победы учащихся в Республиканских конкурсах педагогического мастерства, республиканских и областных спартакиадах и соревнованиях, конкурсах художественной самодеятельности.
Важнейшим слагаемым результативной работы коллектива стала педагогика сотрудничества. Совместные мероприятия педагогов и учащихся, КВНы, спектакли, вечера расширяли рамки образовательного процесса, являлись открытой мастерской по передаче лучшего педагогического опыта. Особую роль в этом процессе играл инструктивный методический лагерь по подготовке к работе учащихся 3 курса в летних детских оздоровительных лагерях, проводившийся на базе ДОЛ “Орленок”. В течение недели педагоги и учащиеся становились единым творческим коллективом, где ежедневно разрабатывались и проводились в режиме non-stop оригинальные творческие мероприятия. Равнодушных и пассивных в лагере просто не могло быть по определению. В результате, на 4 курсе отношения между преподавателями и учащимися переходили на уровень партнерства и сотрудничества.
С 1984 по 1994 гг. в училище было подготовлено 1317 специалистов. Кроме квалификации «учитель начальных классов» выпускники осваивали дополнительную специализацию по музыке, изобразительному искусству, трудовому обучению, физической культуре. Для многих из них специализация определила направление будущей профессиональной деятельности.
Выпускники Несвижского педагогического училища пользовались заслуженным авторитетом в школах республики и высших учебных заведениях страны. Конкурс абитуриентов на поступление в училище в этот период держался на уровне 7 человек на место.
В мае 1994 года училище праздновало первый юбилей: 50 лет со дня открытия послевоенного учебного заведения и 10 лет с момента возобновления его деятельности. В ознаменование этого события в учебном заведении прошли торжественные мероприятия и встреча выпускников послевоенных лет.
За высокие показатели в деле профессиональной подготовки учительских кадров ряд педагогов училища были отмечены почетными званиями и наградами. Так, звание “Отличник народного просвещения БССР” и «Отличник образования Республики Беларусь» получили директор училища Бруй В.З., заместители директора Сакович Я.А., Бенедиктович Н.В., зав. практикой Неверовская Е.И., преподаватели Колесникевич Г.П., Зизико Ю.В., Цвирко Я.И., Кандыбович С.П.
В 1994 году училище получило новый статус и было переименовано в колледж. Время диктовало новые формы образования и воспитания молодежи. Но соединение традиций и новаторства всегда отличали Несвижское педагогическое училище, а потом колледж имени Якуба Коласа.