Под сенью старых стен

История и архитектура Несвижского монастыря бенедиктинок

 

 

Монастырь бенедиктинок в Несвиже является уникальным памятником истории и не имеет прямых аналогов в европейском и белорусском зодчестве.

Появление сестер-бенедиктинок в Несвиже в конце XVI века ознаменовало не только создание первого женского монастыря ордена на территории ВКЛ, но и первое появление его представителей на белорусских землях.

Орден бенедиктинок выделялся высоким уровнем духовности и культуры. После упадка в период реформации, орден бенедиктинок наряду с иезуитами, бернардинцами и доминиканцами стал одним из главных орденов контрреформации. Поэтому появление в Несвиже представителей этих католических орденов полностью отвечало идейно-религиозным задачам Николая Христофора Радзивилла Сиротки итоитьбтб. Восстанавливая устои католической веры в своем родовом гнезде, Н. Х. Радзивилл Сиротка и его жена Эльжбета Евфимия из Вишневецких  обратились первоначально к иезуитам, а затем к ордену св.Бенедикта.

Чтобы привлечь в Несвиж миссию бенедиктинок из их главной польской резиденции в Хелмно Н.Х.Радзивилл Сиротка выделил им богатое пожертвование и предложил, чтобы «сами панны, если Бог поможет, по совету тех, кто понимает, выбрали место под монастырь, а затем уже, в соответствии с местом, и форма строения монастыря ими определится».  Поэтому, прибывшая в Несвиж руководительница ордена бенедиктинок в Речи Посполитой М

агдалена Мартенская, в ноябре 1590 года сама выбрала участок в 11 моргов земли в юго-западной части города. При ее непосредственном участии была разработана и новая концепция обители, которая должна была, прежде всего выполнять религиозную и светскую образовательно-воспитательную 

функцию. Сиротка на цели строительства монастырского комплекса, который, по мнению Т.В.Габрусь значительно опережал свое время, пожертвовал огромную сумму в девять тысяч злотых. Это было одной из причин

быстрого и качественного строительства монастыря: фундаменты комплекса заложили в мае 1593 года, а уже в октябре 1596 г. сестры-бенедиктинки разместились в  новых помещениях.

Можно предположить, что в разработке проекта и руководстве строительством монастыря принимал участие  находящийся тогда в Несвиже, Джованни Мария Бернардони , хотя документальных свидетельств этому пока не найдено.

Костел Св.Евфимии и двухэтажный монастырский корпус возводились одновременно как целостный архитектурный ансамбль.  Костел, освященный в честь св.Евфимии 12 июля 1597 года бискупом Мельхиором Гедройцем, представлял собой однонефный храм с неглубоким трансептом, что создавало в плане латинский крест. Однако внешне эта композиция не была выявлена, т.к. трансепт скрыт в объеме монастырских построек. Средокрестье первоначально было выделено небольшой башенкой с куполом. Восточную часть монастыря украшала граненая апсида  - примета готической традиции (фото 5). В одну линию с алтарной стеной были построены небольшие сакристии. Интересную информацию о первоначальном облике монастыря можно почерпнуть на основе анализа его изображения на гравюре Томаша Маковского (1600)  и иллюстрации к «Панегирику братьев Скарульских» (1604)  того же автора. Согласно этим изображениям первоначально костел лишь незначительно выступал с западной стороны за линию монастырских стен, фасад завершался треугольным фронтоном, башня на фасаде отсутствовала. По бокам фасад фланкировали небольшие круглые башенки с витыми лестницами – примета белорусской готики и ренессанса.

К костелу с севера и юга примыкали Г- образные крылья монастыря, образующих почти симметричный фронтальный фасад всего комплекса, что придало ему парадный вид и строгую торжественность. Функциональное разделение комплекса на две части – светскую и монастырскую – впервые было воплощено при строительстве по заказу короля-аскета Филиппа II неподалеку от Мадрида монастырского комплекса Эскориал.(фото 8) Отразив устремления испанской контрреформации, Эскориал впоследствии стал эталоном для многих монастырей, построенных в стиле барокко, в том числе и бенедиктинского монастыря в Несвиже.

Строительство монастыря в юго-восточной части города диктовалось  и необходимостью возведения оборонительной системы Несвижа нового типа. Монастырь бенедиктинок был  хорошо укреплен. Он соединялся с городом мостом и был окружен стеной, значительные фрагменты которой сохранились до настоящего времени. Вынесение элементов фортификации за пределы самого монастыря, также является одной из особенностей бенедиктинского комплекса. Его расположение на возвышении позволяло чётко просматривать дорогу со стороны Слуцка, которая входила в город через Слуцкие ворота, а стены непосредственно выходили на городской вал и усиливали его оборонительное значение.

Прямых аналогов Несвижского монастыря бенедиктинок не выявлено. Отдельные признаки сходства относятся к более позднему времени – к XVII – XVIII вв.- госпиталь  св. Яна в Зальцбурге (1692 – 1705)».

В последуюший период монастырский комплекс бенедиктинок неоднократно перестраивался и ремонтировался. Наиболее значительные перестройки монастыря  совпадают с существенными изменениями княжеской резиденции и всего города. Так, в первой половине XVIII века (до 1733) был коренным образом перестроен главный фасад костела: исчезли круглые башенки, фланкировавшие фасад, центральный неф значительно выдвинулся за линию монастырских корпусов на запад. На этом квадратном в плане объеме была воздвигнута многоярусная башня, напоминающая башни несвижского замка.(фото 10) Подобие башен монастыря и княжеской резиденции позволяет предполагать, что реконструкция костела св. Евфимии велась под руководством Казимира Антония Ждановича, придворного архитектора князя Михаила Радзивилла Рыбоньки, восстанавливавшего Несвиж после разрушений Северной войны. Два верхних яруса башни были восьмигранными в плане. Значительно сокращаясь по высоте, они завершались фигурным барочным куполом с двухярусной «банькой». На башне размещались часы. Башня костела, которую мы видим на рисунке Наполеона Орды, выглядит массивно, величественно и одновременно динамично и живописно, что вполне характерно для зрелого барокко. (фото 11)

Новый этап перестройки монастырского ансамбля был осуществлен в 1760-е гг. при князе К.С.Радзивилле Пане Коханку. В 1763 году в стиле позднего белорусского барокко  («виленского» барокко) была построена надвратная башня, автором которой был, вероятно, архитектор из Вильно, хотя имя его в документах, по какой-то причине, отсутствует. Две живописные башни монастыря создавали выразительную силуэтную композицию в панораме города.

Достаточно сложная история монастыря во второй половине XIX – XX вв. привели к значительной утрате архитектурного облика этого уникального памятника. Из-за неоднократных перепланировок и приспособления здания к чуждым ему функциям, особенно пострадали интерьеры. Подвалы, где некогда размещалась крипта и были первоначально похоронены жена Радзивилла Сиротки Евфимия и две их дочери, пришли в запустение и также были частично перестроены. Однако, следует отметить, что монастырь бенедиктинок остается единственным хорошо сохранившимся памятником монастырского зодчества г.Несвижа.

История Несвижского монастыря бенедиктинок представляет интерес не только с точки зрения религии и архитектуры, но и в контексте культурно-просветительских традиций города и государства на протяжении четырёх веков.

Одной из главных предпосылок возведения Несвижского монастыря бенедиктинок являлось желание Сиротки «осадить» в городе законниц ордена с целью воспитания и образования «паненок шляхетского происхождения» католического вероисповедания. В первую очередь, представительниц женской половины рода Радзивиллов. На тот момент в уже существовавшем коллегиуме иезуитов образование могло получить лишь мужское население. Но, по мнению Сиротки, образованным должен был быть каждый католик, тем более женщина, которой доверено воспитание будущего поколения.

Монастырь и костёл (1593-1596) преставляли вариант архитектурного комплекса, соединяющего монастырь с учебным заведением (при женских монастырях существовали школы для девочек из шляхетских семей) и госпиталем. Монастырь вполне отвечал потребностям Радзивиллов по обучению местного населения. Монахини, помимо своих прямых обязанностей организовывали в духе испанской (игнатианской) школы внутреннюю жизнь, занимались воспитанием девочек на принципах потридентской духовности.

Ежегодно монахини набирали 25 барышень из мещанских семей, которых обучали письму и чтению на польском и латинском языках, музыке, художественному шитью, Закону Божьему. К тому же читались лекции о духовной жизни, изучались работы древних авторов - монахов, главных бенедиктинцев, излагалась наука логического мышления.

Политические события 60-х гг. ХIХ века привели к закрытию католического монастыря бенедиктинок. Костел  св.Евфимии в 1866 г. был переосвящен в православную церковь, которая действовала 10 лет.

В 1876 г. монастырские постройки перестроили под казармы.   Часть церковной утвари была перенесена в фарный костел, а ризница, библиотека и богатые архивы монастыря попали в городскую ратушу, где в 1880 г. их уничтожил пожар. В 1900 г. главный и два боковых алтаря, а также орган, перевезли в Новомышский костел, где они находятся и в настоящее время.

В сложный период революций и гражданской войны с стенах монастыря ненадолго разместилась частная польская пятиклассная гимназия, созданная в Несвиже профессором М.Массонюсом в 1918 г. В 1921 году гимназия была национализирована, преобразована в шестиклассное учебное заведение «Государственная гимназия имени В.Сырокомли» и переехала в здание бывшей доминиканской школы (учительской семинарии).

Стараниями ксендза Лозинского в бенедиктинскую обитель вернулись монахини. Сестры вновь открыли школу и детский сад, где воспитывали и обучали детей.   А в 1932 году при монастыре начала действовать промышленно-швейная школа для девушек.   

Все учебные заведения несвижских бенедиктинок имели высокий статус среди населения города и окрестностей.

Для росписи костела из Баварии пригласили монахов-художников, был создан прекрасный витраж в честь св.Евфимии.

В 1939 году деятельность ордена бенедиктинок была запрещена советской властью, но монахини окончательно покинули обитель только 29 ноября 1945 года.

В послевоенный период в здании бывшего монастыря размещались Несвижское педагогическое училище (1944-1956 гг.), Несвижская школа-интернат (1956-1984 гг.), а с 1984 года – Несвижского государственное педагогическое училище (теперь колледж) имени Якуба Коласа.

Таким образом,  Несвижский монастырь бенедиктинок  - явление во многих отношениях уникальное, воплотившее уже в момент создания традиции и новаторство. Он стал первым монастырем ордена 

св. Бенедикта на белорусских землях, опредив п

редставителей мужской ветви почти на 70 лет и первым женским монастырем бенедиктинок на  всей территории ВКЛ.  Стилистическая эволюция монастырского ансамбля прошла путь от готико-ренессансных форм до декоративной пластики зрелого и позднего белорусского барокко. В несвижском монастыре прослеживается значительное число пространственно-композиционных особенностей, заложенных еще на этапе выработки концепции ансамбля, что может быть обусловлено ведущей образовательно-воспитательной функцией монастыря, определенной заказчиками, местными архитектурными готико-ренессансными традициями, а также новыми задачами, которые решал орден на территории ВКЛ.

Более четырех веков история монастыря была неразрывно связана с традициями культуры и образования, которые продолжаются и теперь.

свернуть
Меню раздела
Опросы
Какие разделы сайта вызвали наибольший интерес?