Первая в стране

Первая в стране

(Несвижская школа-интернат имени Якуба Коласа 1956-1984 гг.)

Мы ўсе, Беларусь, твае дзеці,

Нашчадкі Скарынавых спраў.

А лепшае месца на свеце —

Дзе першы званок прагучаў.

 

М.Кутас, выпускник

школы-интерната 1963 г.

 

В 1956 году на базе закрытого педагогического училища Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров № 338 от 21.06.1956 г была открыта школа-интернат имени Якуба Коласа.

Задача подготовки учительских кадров в республике была, в основном, выполнена. На повестке дня стояла новая проблема. Еще во второй половине 50-х годов во многих республиках СССР, в том числе и в западных областях Белоруссии, не был полностью осуществлен семилетний всеобуч. В январе 1956 года партком Министерства Просвещения РСФСР обращал внимание ЦК КПСС, Н. С. Хрущева на то, что всеобщее обучение детей школьного возраста не завершено. Одной из причин было то, что на селе была недостаточная материальная обеспеченность родителей, побуждавшая отправлять детей в поле, за трудоднями. В целом следует отметить, что взятый курс на модернизацию производства, переоснащение новым оборудованием предприятий предполагал подготовку квалифицированного работника. Именно школа должна была стать первым этапом на этом пути. Началась активная подготовка реформы образования (1958). Главной задачей школы, в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» являлась подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования . Особое внимание в обучении обращалось на преподавание физики, математики, химии, черчения и биологии, а также улучшению изучения иностранных языков. Предлагалось усилить развитие различных форм самодеятельности молодежи в области техники, искусства, натуралистической работы, физической культуры, спорта и туризма. Особо важным направлением считалось развитие в школах технического изобретательства, работы учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств, сельскохозяйственное опытничество.

В этих условиях и начинается активная перестройка системы школьного образования, вызвавшая к жизни появление школ-интернатов. Первая на территории современной Беларуси школа-интернат для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей была создана в Несвиже. Этот маленький старинный город оказал на ребят из разных уголков страны неизгдадимое впечатление.

 

 

 

 

 

 

Из воспоминаний первой выпускницы школы-интерната Т.Скудной: “Это были самые счастливые годы в моей жизни. В Несвиже все дышало историей: там работала типография Сымона Будного, учился Колас. В замке Радзивиллов размещался санаторий, и мы, девчонки, когда подросли, ходили туда на танцы. Вальсировали в зале с паркетным полом, а стены украшали портреты хозяев того шикарного места. Гуляли среди парковых скульптур, зимой катались на коньках по замерзшему озеру. Такого счастья потом я больше никогда не испытывала…”

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказом заведующего Минским отделом образования от 05.07.1956 года № 109 директором школы-интерната был назначен Алексей Евстафьевич Правошинский, заместителем по административно-хозяйственной части стал Римашевский Вацлав Францевич; старшим бухгалтером – Круковская Мария Ивановна. 

Еще до приема первых ребят, в школе велась активная работа по созданию благоустроенных кабинетов и условий проживания воспитанников.

В школе было оборудовано 14 кабинетов: физики, химии и биологии, два кабинета иностранного языка, кабинет обслуживающего труда, два кабинета математики, два класса-кабинета русского языка и литературы, класс-кабинет истории, географии, начальных классов. Имелись игровая комната, спортивная и географическая площадки, медкабинет, изолятор на 11 коек. 

До начала учебного года был произведен ремонт, переоборудованы хозяйственные постройки  (прачечная, котельная, баня, складские помещения, гараж, овощехранилище, сарай). Территория школы-интерната была обнесена забором, приобретен недостающий учебный и хозяйственный инвентарь, заготовлено топливо, картофель, овощи и другие продукты питания для детей на весь осенне-зимний период. 

1 сентября классы наполнились звонкими детскими голосами и жизнь закипела. 

Из воспоминаниям первого выпускника школы–интерната Ивана Юрчика (1963): “В нашей школе был большой сад-огород. Прекрасная оранжерея. Вообще все постройки — капитальные. С возведением нового учебного корпуса школа стала еще лучше. Было всё свое, и в прекрасном состоянии: жилой и учебные корпусы, два спортзала, стадион, богатая библиотека, большая столовая, актовый зал, пионерская комната, классы, кабинеты по предметам, водокачка, котельная, душевые, прачечная,  кабинет врача, слесарная и швейная мастерские, автомобили, трактор, лошади, во дворе разбиты цветочные клумбы. Несмотря на экономические трудности, в стране всё же нашлись средства и возможности для обучения и воспитания детей-сирот, потерявших своих родителей.”

Но, конечно, для детей (особенно оторванных от родителей и семей) особенно важны были забота и понимание. Учителя и воспитатели школы учили ребят не только основам наук, но и жизни, ответственности, человеческому взаимопониманию. Педагогический коллектив интерната отличался сплоченностью и высокой квалификацией, ведь большинство работников перешли сюда на работу из закрытого педагогического училища.

Из 36 учителей и воспитателей, 32 имели высшее образование, три – незаконченное высшее, 1 – среднее специальное. Многие педагоги за свой труд были отмечены заслуженными наградами. 

Среди них Анна Федоровна Воронова, участница Великой Отечественной войны. Анна Федоровна с 1948 года работала в Несвиже учителем русского языка и литературы, в школу-интернат пришла в 1956 г.Работала заместителем директора, а затем 23 года (до 1978 г.) была  директором Несвижской школы-интернат. За боевые и трудовые заслуги А.Ф.Воронова награждена орденами Октябрьской революции, Отечественной войны II степени. В 1967 г. ей присвоено звание Заслуженный учитель БССР.

С 1978 по 1984 год педагогический коллектив школы-интерната возглавляла Янина Адамовна Сакович, выпускница педагогического училища 1952 г., ранее работавшая в интернате заместителем директора и учителем русского языка и литературы. 

С 1956 по 1973 гг в школе-интернате работала учителем русского и белорусского языка Валентина Ивановна Куликовская, награжденная значками «Отличник образования СССР», «Отличник народного просвещения БССР», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Беларуси. Звание “Заслуженный учитель БССР” Валентина Ивановна получила в 1964. 

Но лучше всего учителя характеризуют добрые воспоминания его бывших учеников:

“…Алексей Евстафьевич Правошинский, замечательный, требовательный и ответственный человек. Я и сейчас хорошо помню его уроки географии, когда он своим крепким, мужским голосом рассказывал с увлечением об извержении вулкана Кракатау, интересно раскрывал другие темы. В повседневной жизни обращал внимание чаще всего на внешний вид, чтобы мы выглядели опрятно, чтобы у нас всегда была чистая обувь, завязаны шнурки на ботинках…”

“…Никогда не забуду Марию Ивановну Доменя. Она была нашей первой воспитательницей и учительницей химии и биологии. Очень добрая, помогала нам во всем, учила пришивать белые воротнички к школьной форме. Переживала, что у меня по рисованию была оценка 4. Хотела, чтобы я рисовал на «отлично», но у меня не получалось. В моей характеристике написала обо мне, что я «обидчивый», правильно подметила. Она очень хорошо всех нас знала. Огромное ей спасибо за всё.  Хорошо помню: когда Мария Ивановна уходила на пенсию, то плакала, ей было жаль нас оставлять…”

“…Часто вспоминаю Бориса Александровича Кушнера — учителя математики, физики и труда, сильного шахматиста. Он остался в моей памяти талантливым педагогом, знающим свое дело, и специалистом, умеющим всё. С математикой у меня всё было отлично, но Борис Александрович первые две четверти никому не ставил пятерки. Я, конечно, был удивлен и в душе огорчен, хотя об этом никому не говорил. Но потом, в третьей и четвертой четвертях, он лучшим ученикам, в том числе и мне, поставил 5 и за год тоже — 5. Тогда я понял: у Бориса Александровича был высокий стандарт на знания, подтянул нас до него и объективно оценил. Помню, в конце восьмого класса мы с ним играли в шахматы в пионерской комнате. Мне так хотелось выиграть, и, казалось, что получится, но нет, я проиграл. У меня даже покатилась слеза, смахнул ее незаметно. А Борис Александрович скидок на возраст не делал…”

“…Галина Николаевна Гаранина была моей классной руководительницей. Она —  замечательный человек во всем: очень образованная, культурная, интеллигентная, требовательная, добрая и красивая женщина. Морально поддерживала ребят во всем…”

Несвижская школа-интернат имени Якуба Коласа пользовалась огромным авторитетом у населения региона. Здесь стремились учиться многие ребята из Несвижа и близлежащих районов. Школа славилась высоким качеством образования и углубленным изучением иностранного языка, комплектовалась из учащихся, направляемых Минским ОБЛОНО, Несвижским районо, а также принятых по желанию родителей.

Большое внимание уделялось в интернате эстетическому воспитанию. Почти все ученики пели в хоре, многие занимались вокалом, танцевали. Работало множество кружков, делавших школьную жизнь ярче и разнообразнее. Каждый воспитанник 2-8 классов обязательно занимался в кружке по интересам, ребята 4-8 классов дополнительно посещали спортивные секции. 

В документах тех лет значатся кружки «Почемучка», эстрадный коллектив, кружок автодела, стрелковый,  «Умелые руки» (отдельно для мальчиков и девочек), вязания, моделирования машин, авиамодельный, флористики, духовой оркестр,  танцевальный, хоровой,  судомодельный, фотокружок, ИЗО-студия, кукольный театр, драматический коллектив.

 


 

Из воспоминаний Тамары Скудной: “…Воспитанники интерната жили очень насыщенной жизнью. Ребят возили в Москву, Ленинград, Минск, проводили для них много конкурсов. Была в Несвиже и своя театральная студия. Я-артистка, активная участница всех мероприятий окончила учебное заведение с медалью и поехала за мечтой – поступать в столичный Театральный институт…”

Учащиеся с большой охотой играли в мюзикле по мотивам оперетты «Сильва», который поставила Нина Артемовна Савченко.  Основы истории искусства познавали кружковцы на занятиях Ирины Александровны Наркевич. На высоком уровне проходили занятия физической культуры Виктора Лукича Сугака. Гордостью школы-интерната были юные барабанщицы, без которых не обходилось ни одно торжество в городе. Эта традиция перешла впоследствии и в педагогическое училище, которое было открыто в 1984 году. Были открыты секции шахмат, волейбола, баскетбола, легкой атлетики, борьбы.   Такому перечню позавидует любое современное учебное заведение.


 

За 28 лет своего существования из стен школы вышло около 1000 выпускников. В Несвижской школе-интернат им.Якуба Коласа ребята прошли настоящую школу жизни, получили прочные знания, определились с профессиональным выбором. Среди ее выпускников Владимир Викторович Сокол — заслуженный летчик-испытатель СССР (1986), Тамара Владимировна Скудная (Скворцова) — заслуженная артистка Республики Беларусь (2002)  (фото 17), Николай Семёнович Кутас — белорусский поэт,  Степан Жолнеркевич — полковник, командир танкового  полка, Владимир Донец — архитектор, Евгений Стапанович Бобков — майор в отставке, воин-афганец,

Нина Гринько — Почетный химик Республики Беларусь, Иван Семёнович Юрчик — кандидат технических наук, Почетный работник морского Флота Российской Федерации  (фото 20) … Многие выпускники связали свою судьбу с педагогической профессией, некоторые из них пришли работать в свою школу-интернат, а затем в новое педагогическое училище. Среди них будущие преподаватели педагогического колледжа Юлия Максимовна Долмат (Рабыко),  

Ядвига Иосифовна Цвирко. Из первого выпуска учащихся школы-интернат двадцать один человек получил высшее и среднее специальное образование: педагоги, офицеры, фармацевты, архитекторы, библиотекари, экономисты, агрономы…

В 1984 году школа-интернат имени Якуба Коласа была закрыта, но её выпускники и сегодня, приезжая на родину, приходят в музей. Первая такая встреча состоялась в мае 2011 года, спустя 47 лет после первого выпуска школы-интерната (1963 г.). 

“…Много воды утекло с того памятного дня, июня 1963 года, когда педагогический коллектив Несвижской школы-интерната имени Я. Коласа, выпустил нас в свободный полет, вручив «Аттестаты зрелости». Состоялся ли этот полет – судить другим. Но если он и состоялся, то заслуга в том, в первую очередь, принадлежит Учителям. В то послевоенное время в нашем классе, только у двоих ребят из многодетных семей были отцы. Но мне и моим сверстникам несказанно повезло, что на нашем жизненном пути оказались такие замечательные люди.” (Е.С.Бобков)

В этих словах – главный итог работы замечательного педагогического коллектива Несвижской школы-интерната имени Якуба Коласа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://museum.nesko.by/files/00933/obj/140/2653/img/1.Документы об открытии школы-интерната.jpg

Первая в стране

Первая в стране

(Несвижская школа-интернат имени Якуба Коласа 1956-1984 гг.)

Мы ўсе, Беларусь, твае дзеці,

Нашчадкі Скарынавых спраў.

А лепшае месца на свеце —

Дзе першы званок прагучаў.

 

М.Кутас, выпускник

школы-интерната 1963 г.

 

В 1956 году на базе закрытого педагогического училища Постановлением ЦК КПБ и Совета Министров № 338 от 21.06.1956 г была открыта школа-интернат имени Якуба Коласа.

Задача подготовки учительских кадров в республике была, в основном, выполнена. На повестке дня стояла новая проблема. Еще во второй половине 50-х годов во многих республиках СССР, в том числе и в западных областях Белоруссии, не был полностью осуществлен семилетний всеобуч. В январе 1956 года партком Министерства Просвещения РСФСР обращал внимание ЦК КПСС, Н. С. Хрущева на то, что всеобщее обучение детей школьного возраста не завершено. Одной из причин было то, что на селе была недостаточная материальная обеспеченность родителей, побуждавшая отправлять детей в поле, за трудоднями. В целом следует отметить, что взятый курс на модернизацию производства, переоснащение новым оборудованием предприятий предполагал подготовку квалифицированного работника. Именно школа должна была стать первым этапом на этом пути. Началась активная подготовка реформы образования (1958). Главной задачей школы, в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» являлась подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования . Особое внимание в обучении обращалось на преподавание физики, математики, химии, черчения и биологии, а также улучшению изучения иностранных языков. Предлагалось усилить развитие различных форм самодеятельности молодежи в области техники, искусства, натуралистической работы, физической культуры, спорта и туризма. Особо важным направлением считалось развитие в школах технического изобретательства, работы учащихся по созданию новых приборов и моделей, технических устройств, сельскохозяйственное опытничество.

В этих условиях и начинается активная перестройка системы школьного образования, вызвавшая к жизни появление школ-интернатов. Первая на территории современной Беларуси школа-интернат для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей была создана в Несвиже.  Этот маленький старинный город оказал на ребят из разных уголков страны неизгдадимое впечатление.

Из воспоминаний первой выпускницы школы-интерната Т.Скудной: “Это были самые счастливые годы в моей жизни. В Несвиже все дышало историей: там работала типография Сымона Будного, учился Колас. В замке Радзивиллов размещался санаторий, и мы, девчонки, когда подросли, ходили туда на танцы. Вальсировали в зале с паркетным полом, а стены украшали портреты хозяев того шикарного места. Гуляли среди парковых скульптур, зимой катались на коньках по замерзшему озеру. Такого счастья потом я больше никогда не испытывала…”

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказом заведующего Минским отделом образования от 05.07.1956 года № 109 директором школы-интерната был назначен Алексей Евстафьевич Правошинский, заместителем по административно-хозяйственной части стал Римашевский Вацлав Францевич; старшим бухгалтером – Круковская Мария Ивановна. 

Еще до приема первых ребят, в школе велась активная работа по созданию благоустроенных кабинетов и условий проживания воспитанников.

В школе было оборудовано 14 кабинетов: физики, химии и биологии, два кабинета иностранного языка, кабинет обслуживающего труда, два кабинета математики, два класса-кабинета русского языка и литературы, класс-кабинет истории, географии, начальных классов. Имелись игровая комната, спортивная и географическая площадки, медкабинет, изолятор на 11 коек. 

До начала учебного года был произведен ремонт, переоборудованы хозяйственные постройки  (прачечная, котельная, баня, складские помещения, гараж, овощехранилище, сарай). Территория школы-интерната была обнесена забором, приобретен недостающий учебный и хозяйственный инвентарь, заготовлено топливо, картофель, овощи и другие продукты питания для детей на весь осенне-зимний период. 

1 сентября классы наполнились звонкими детскими голосами и жизнь закипела. 

Из воспоминаниям первого выпускника школы–интерната Ивана Юрчика (1963): “В нашей школе был большой сад-огород. Прекрасная оранжерея. Вообще все постройки — капитальные. С возведением нового учебного корпуса школа стала еще лучше. Было всё свое, и в прекрасном состоянии: жилой и учебные корпусы, два спортзала, стадион, богатая библиотека, большая столовая, актовый зал, пионерская комната, классы, кабинеты по предметам, водокачка, котельная, душевые, прачечная,  кабинет врача, слесарная и швейная мастерские, автомобили, трактор, лошади, во дворе разбиты цветочные клумбы. Несмотря на экономические трудности, в стране всё же нашлись средства и возможности для обучения и воспитания детей-сирот, потерявших своих родителей.”

Но, конечно, для детей (особенно оторванных от родителей и семей) особенно важны были забота и понимание. Учителя и воспитатели школы учили ребят не только основам наук, но и жизни, ответственности, человеческому взаимопониманию. Педагогический коллектив интерната отличался сплоченностью и высокой квалификацией, ведь большинство работников перешли сюда на работу из закрытого педагогического училища.

Из 36 учителей и воспитателей, 32 имели высшее образование, три – незаконченное высшее, 1 – среднее специальное. Многие педагоги за свой труд были отмечены заслуженными наградами. 

Среди них Анна Федоровна Воронова, участница Великой Отечественной войны. Анна Федоровна с 1948 года работала в Несвиже учителем русского языка и литературы, в школу-интернат пришла в 1956 г.Работала заместителем директора, а затем 23 года (до 1978 г.) была  директором Несвижской школы-интернат. За боевые и трудовые заслуги А.Ф.Воронова награждена орденами Октябрьской революции, Отечественной войны II степени. В 1967 г. ей присвоено звание Заслуженный учитель БССР.

С 1978 по 1984 год педагогический коллектив школы-интерната возглавляла Янина Адамовна Сакович, выпускница педагогического училища 1952 г., ранее работавшая в интернате заместителем директора и учителем русского языка и литературы. 

С 1956 по 1973 гг в школе-интернате работала учителем русского и белорусского языка Валентина Ивановна Куликовская, награжденная значками «Отличник образования СССР», «Отличник народного просвещения БССР», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Беларуси. Звание “Заслуженный учитель БССР” Валентина Ивановна получила в 1964. 

Но лучше всего учителя характеризуют добрые воспоминания его бывших учеников:

“…Алексей Евстафьевич Правошинский, замечательный, требовательный и ответственный человек. Я и сейчас хорошо помню его уроки географии, когда он своим крепким, мужским голосом рассказывал с увлечением об извержении вулкана Кракатау, интересно раскрывал другие темы. В повседневной жизни обращал внимание чаще всего на внешний вид, чтобы мы выглядели опрятно, чтобы у нас всегда была чистая обувь, завязаны шнурки на ботинках…”

“…Никогда не забуду Марию Ивановну Доменя. Она была нашей первой воспитательницей и учительницей химии и биологии. Очень добрая, помогала нам во всем, учила пришивать белые воротнички к школьной форме. Переживала, что у меня по рисованию была оценка 4. Хотела, чтобы я рисовал на «отлично», но у меня не получалось. В моей характеристике написала обо мне, что я «обидчивый», правильно подметила. Она очень хорошо всех нас знала. Огромное ей спасибо за всё.  Хорошо помню: когда Мария Ивановна уходила на пенсию, то плакала, ей было жаль нас оставлять…”

“…Часто вспоминаю Бориса Александровича Кушнера — учителя математики, физики и труда, сильного шахматиста. Он остался в моей памяти талантливым педагогом, знающим свое дело, и специалистом, умеющим всё. С математикой у меня всё было отлично, но Борис Александрович первые две четверти никому не ставил пятерки. Я, конечно, был удивлен и в душе огорчен, хотя об этом никому не говорил. Но потом, в третьей и четвертой четвертях, он лучшим ученикам, в том числе и мне, поставил 5 и за год тоже — 5. Тогда я понял: у Бориса Александровича был высокий стандарт на знания, подтянул нас до него и объективно оценил. Помню, в конце восьмого класса мы с ним играли в шахматы в пионерской комнате. Мне так хотелось выиграть, и, казалось, что получится, но нет, я проиграл. У меня даже покатилась слеза, смахнул ее незаметно. А Борис Александрович скидок на возраст не делал…”

“…Галина Николаевна Гаранина была моей классной руководительницей. Она —  замечательный человек во всем: очень образованная, культурная, интеллигентная, требовательная, добрая и красивая женщина. Морально поддерживала ребят во всем…”

Несвижская школа-интернат имени Якуба Коласа пользовалась огромным авторитетом у населения региона. Здесь стремились учиться многие ребята из Несвижа и близлежащих районов. Школа славилась высоким качеством образования и углубленным изучением иностранного языка, комплектовалась из учащихся, направляемых Минским ОБЛОНО, Несвижским районо, а также принятых по желанию родителей.

Большое внимание уделялось в интернате эстетическому воспитанию. Почти все ученики пели в хоре, многие занимались вокалом, танцевали. Работало множество кружков, делавших школьную жизнь ярче и разнообразнее. Каждый воспитанник 2-8 классов обязательно занимался в кружке по интересам, ребята 4-8 классов дополнительно посещали спортивные секции. 

В документах тех лет значатся кружки «Почемучка», эстрадный коллектив, кружок автодела,   стрелковый,   «Умелые руки» (отдельно для мальчиков и девочек), вязания, моделирования машин, авиамодельный, флористики, духовой оркестр,  танцевальный, хоровой,  судомодельный, фотокружок, ИЗО-студия, кукольный театр, драматический коллектив.

 


 

Из воспоминаний Тамары Скудной: “…Воспитанники интерната жили очень насыщенной жизнью. Ребят возили в Москву, Ленинград, Минск, проводили для них много конкурсов. Была в Несвиже и своя театральная студия. Я-артистка, активная участница всех мероприятий окончила учебное заведение с медалью и поехала за мечтой – поступать в столичный Театральный институт…”

Учащиеся с большой охотой играли в мюзикле по мотивам оперетты «Сильва», который поставила Нина Артемовна Савченко.  Основы истории искусства познавали кружковцы на занятиях Ирины Александровны Наркевич. На высоком уровне проходили занятия физической культуры Виктора Лукича Сугака. Гордостью школы-интерната были юные барабанщицы,   без которых не обходилось ни одно торжество в городе. Эта традиция перешла впоследствии и в педагогическое училище, которое было открыто в 1984 году. Были открыты секции шахмат, волейбола, баскетбола, легкой атлетики, борьбы.  Такому перечню позавидует любое современное учебное заведение.


 

За 28 лет своего существования из стен школы вышло около 1000 выпускников. В Несвижской школе-интернат им.Якуба Коласа ребята прошли настоящую школу жизни, получили прочные знания, определились с профессиональным выбором. Среди ее выпускников Владимир Викторович Сокол — заслуженный летчик-испытатель СССР (1986), Тамара Владимировна Скудная (Скворцова) — заслуженная артистка Республики Беларусь (2002), Николай Семёнович Кутас — белорусский поэт,   Степан Жолнеркевич — полковник, командир танкового  полка, Владимир Донец — архитектор, Евгений Стапанович Бобков — майор в отставке, воин-афганец,

  Нина Гринько — Почетный химик Республики Беларусь, Иван Семёнович Юрчик — кандидат технических наук, Почетный работник морского Флота Российской Федерации  … Многие выпускники связали свою судьбу с педагогической профессией, некоторые из них пришли работать в свою школу-интернат, а затем в новое педагогическое училище. Среди них будущие преподаватели педагогического колледжа Юлия Максимовна Долмат (Рабыко),  

  Ядвига Иосифовна Цвирко. Из первого выпуска учащихся школы-интернат двадцать один человек получил высшее и среднее специальное образование: педагоги, офицеры, фармацевты, архитекторы, библиотекари, экономисты, агрономы…

В 1984 году школа-интернат имени Якуба Коласа была закрыта, но её выпускники и сегодня, приезжая на родину, приходят в музей. Первая такая встреча состоялась в мае 2011 года, спустя 47 лет после первого выпуска школы-интерната (1963 г.). (фото 22-23)

“…Много воды утекло с того памятного дня, июня 1963 года, когда педагогический коллектив Несвижской школы-интерната имени Я. Коласа, выпустил нас в свободный полет, вручив «Аттестаты зрелости». Состоялся ли этот полет – судить другим. Но если он и состоялся, то заслуга в том, в первую очередь, принадлежит Учителям. В то послевоенное время в нашем классе, только у двоих ребят из многодетных семей были отцы. Но мне и моим сверстникам несказанно повезло, что на нашем жизненном пути оказались такие замечательные люди.” (Е.С.Бобков)

В этих словах – главный итог работы замечательного педагогического коллектива Несвижской школы-интерната имени Якуба Коласа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://museum.nesko.by/files/00933/obj/140/2653/img/1.Документы об открытии школы-интерната.jpg

 

свернуть
Меню раздела
Опросы
Какие разделы сайта вызвали наибольший интерес?