Истоки

 

История развития образования в Несвиже XVI-XVIII вв

Культурно-просветительские традиции в г.Несвиже имеют глубокие исторические корни и продолжаются уже пятое столетие. Их зарождение и развитие непосредственно связано с деятельностью представителей рода Радзивиллов, которые владели городом с 1513 г.

В начале 1550-х гг. князь Николай Радзивилл Черный (1515-1565) принял лютеранскую веру, а через два года перешел в более радикальное течение протестантства - кальвинизм. В Несвиж он пригласил протестантских священников и монахов во главе с Лаврентием Крыштовским, ставший министром Несвижского кальвинистского сбора.

При храме была создана арианская школа с пятилетним сроком обучения. Ученики изучали богословие и философию, историю и право, этику и поэтику, логику, риторику, музыку, медицину, арифметику, физику, пять языков 

( в том числе польский и старобелорусский). Арианская школа по тем временам давала прекрасное образование и была известна далеко за пределами Несвижа. Именно тут получил начальное образование Лев Сапега (1557-1633)-государственный деятель ВКЛ.

В это же время по инициативе Николая Радзивилла Черного при финансовой поддержке виленского епископа, мецената и библиофила Евстафея Воловича была основана Несвижская типография М. Кавячинским и Л. Крыштовским. Идейным руководителем Несвижской типографии был знаменитый богослов Симон Будный (1530-1593).

В 1562 г. в Несвижской типографии были изданы первые на территории Беларуси книги на старобелорусском языке:  «Катехизис» и «Про оправдание грешного 

человека перед Богом». Издательская деятельность продолжалась некоторое время и после смерти Н.Радзивилла и отъезда С.Будного в 1565 г.

В 1563-1571 гг в Несвиже на польском и латинском языках были напечатаны 11 изданий Сымона Будного, арианского писателя и теолога Гжегоша Павла и даже музыкальный сборник “Несвижский песенник”, в который вошли 40 псалмов и 110 песен с нотами.

После смерти отца Николай Христофор Радзивилл Сиротка  в 1567 г. перешел в католичество и в

скоре начал в своих владениях активную контрреформационную деятельность. Будучи высокообразованной личностью, Сиротка поставил перед собой амбициозные цели: «в центре Сарматии образовать настоящую Италию», т.е. превратить г.Несвиж, центр ординации Радзивиллов, в европейский культурный город.

Первый шаг на этом поприще был связан с открытием Несвижского иезуитского коллегиума.

По приглашению князя в 1584 г. представители ордена иезуитов открыли в Несвиже начальную школу грамматики, которая вскоре переросла в иезуитское училище с классами поэтики и риторики. Так в Несвиже возник иезуитский коллегиум. Иезуитский коллегиум – это закрытое среднее учебное заведение классического (филологического) типа, существовавшее в 1586−1773 годах. Основной целью коллегиума было воспитание учащихся в духе глубокой религиозности, преданности католицизму и Ордену иезуитов.

 Сиротка передал для коллегиума здание, где размещалась кальвинистская гимназия. Вскоре на месте бывшего кальвинистского збора начинается возведение костела.

Когда учеников стало 80, было начато строительство сразу нескольких каменных зданий коллегиума, а уже в 1588 г. коллегианты и их учителя перебрались в каменный корпус. В дальнейшем число учащихся возросло и даже доходило до 300. Главный корпус коллегиума был построен по планам, привезенным из Рима. В 1593-99 гг. его значительно расширили.

Коллегиум, третий по времени возникновения в Великом княжестве Литовском (после виленского и полоцкого), проектировался для проживания в нём почти 200 человек. Он был построен по принципу римского коллегиума при иезуитской церкви Иль-Джезу и располагался за алтарной частью костёла Божьего Тела. 

По своему характеру иезуитская школа в Несвиже была гуманитарной, принадлежала к распространённому в Европе того времени грамматико-риторическому типу учебных учреждений.  Вся система обучения ограничивалась изучением двух главных циклов наук — сначала «тривиума» (грамматика, риторика, диалектика), затем «квадривиума» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Причем, в полном объеме они преподавались в университетах, а коллегиумы знакомили молодежь только с основами тех или иных курсов.

Иезуитское образование имело много привлекательных черт, благодаря которым школы никогда не пустовали. Одним из значимых достижений стала бесплатность обучения, что было новшеством для того времени. Хотя в целом школы были рассчитаны для детей знати, в них обучались и дети крестьян, экономов, подстарост и т. д. Внимательно относились иезуиты и к физическому воспитанию учащихся. Была хорошо разработана система стимулирования учащихся. Среди методов выделялись стремление активизировать их внимание через постоянное сохранение эффекта новизны и актуальности, вызвать чувства удивления и заинтересованности. Важнейшее место в обучении занимало соперничество коллегиантов.

При Несвижском иезуитском коллегиуме был создан школьный театр, музыкальная бурса, конвикт (интернат) для детей бедной шляхты, работали приходская начальная школа и аптека. Библиотека коллегиума к концу его существования насчитывала 15 тыс. томов.

Среди выпускников иезуитского коллегиума были известные ученые, литераторы Войцех Каялович, Франтишек Князьнин , Ефим Хрептович, братья Ян, Захар и Николай Скарульские, будущий униатский митрополит Р.Корсак.

С 1751 года при коллегиуме начала свою работу несвижская типография Радзивиллов , подаренная коллегиуму, и выпустившая около 70 религиозных, полемических, учебных изданий на латинском и польском языках, в том числе альбом гравюр на меди «Портреты семьи Радзивиллов» (1757).

В 1773 году, после роспуска иезуитского ордена, здание коллегиума было передано Национальной комиссии по образованию, учрежденной Сеймом 1773—1775 гг. В здании коллегиума комиссия открыла уездное (с 1783г. – подокруговое) трехклассное светское училище с шестилетним сроком обучения. Впоследствии здания коллегиума отдали под казармы, которые снесли в 1826 году и на этом месте построили новые.

В конце XVI века в Несвиже кроме иезуитов появились монастыри еще двух католических орденов – женский монастырь бенедиктинок и мужской монастырь бернардинцев (1598 – 1892). Обе миссии вели активную просветительскую деятельность наряду с религиозной. Об учебных заведениях при бенедиктинской обители подробно рассказывает первый раздел экспозиции музея «Под сенью старых стен». Что касается бернардинцев, то их монастырь с костелом Св.Екатерины был построен в северо-восточной части города по инициативе жены Сиротки - Эльжбеты Евфимии уже после ее смерти. Костел был освящен в 1603 г., при нем действовало три братства. С 1628 года при монастыре бернардинцев действовала школа теологии, а в 1654 г. она была заменена на школу философии. С тех пор в монастыре вплоть до закрытия школы (1864г.) постоянно проживали несколько десятков студентов, а улица, на которой находился монастырь получила наименование «Студенческой» (ныне «Ленинская»). В 1672 г. Несвиж стал приютом для странствующего католического монашеского ордена проповедников –доминиканцев.

Несвижский доминиканский монастырь, основателем которого является смоленский стольничий Базыль Бакановский, был построен в 1672 году.  Костел Иоанна Крестителя был освящен в 1780 г. Сначала костел был деревянный, а в 1690 году монахи на собственные средства построили новый храм из кирпича. Для росписей стен и сводов был приглашен известный художник Доминик

 Ксаверий Гесский.

На территории монастыря имелась своя небольшая библиотека и школа. Преподавание предметов здесь велось на высоком уровне. В 1809 г. школа получила статус шестиклассного гимназического училища, а затем стала уездной. В ней в 1833—1835 годах обучался знаменитый поэт и краевед, гордость несвижской земли , Владислав Сырокомля (Людвиг Кондратович). 

В 1835 году под влиянием российской политики на территории Юго-Западного края, преподавание на польском и белорусском языках в школе было запрещено. До наступления учебного года сменили устав и внесли изменения во все школьные предметы. В ноябре 1835 года Несвижскую уездную школу закрыли, на этот момент в школе обучалось почти двести учеников. Знаменитыми выпускниками несвижской доминиканской школы разных периодов были философ Флориан Бохвиц , братья Адольф и Евстафий Янушкевичи , 

художник Адам Шемеш  и др.

В 1873 году доминиканский костел был переоборудован под православный храм, а монастырь домини

канцев закрыт царскими властями. На базе школы доминиканцев в 1875 г. была создана Несвижская учительская семинария.

Новую страницу в истории культуры и образования Несвижа открыл XVIII век. Именно тогда берет начало история военного образования на территории ВКЛ и всей Речи Посполитой. И связано это с созданием Несвижской рыцарской школы ( или корпуса артиллерии и инженерии) в середине XVIII века.

Несвижская рыцарская школа, основанная Михалом Казимиром Радзивиллом Рыбонькой, возникла в числе первых в Европе. Главная особенность корпуса заключалась в его частном характере. Сложная политическая ситуация в Речи Посполитой в этот период привела к постоянным распрям между крупнейшими шляхетскими родами, каждый из которых стремился взять власть в свои руки, влиять на местные и центральный сеймы, а также на короля. Вражда сопровождалась вооружёнными стычками, ведь каждый из этих влиятельных родов имел собственное войско.

Михал Казимир Радзивилл имел в своём распоряжении военные гарнизоны в Несвиже и Олыке, а после смерти брата Иеронима Флориана получил в наследство гарнизоны в Слуцке и Бяла-Подляске. Наиболее значительным вкладом Михала Казимира в военное дело и стало открытие в 40-х годах XVIII в. несвижского кадетского корпуса в целях подготоовки военных кадров для собственного войска Радзивиллов.

Михаил Казимир Радзивилл  был человеком хорошо знавшим военное дело, новейшие европейские тенденции в военном образовании. Под влиянием увиденного за границей он и решил учредить в Несвиже конный манеж, а затем и полноценный кадетский корпус, в котором обучались и его единственные наследники сыновья-близнецы Януш и Кароль.

Вопрос о дате основания рыцарской школы остается дискуссионным до сих пор. Дмитрий Кривошеев утверждает, что благодаря обнаруженным в Литовском государственном историческом архиве документам, можно с уверенностью говорить о функционировании Несвижского кадетского корпуса, как минимум, с 1740 года.  Вместе с тем, в большинстве публикаций, посвященных открытию рыцарской школы в Несвиже, упоминается 1745 или 1747 год.

Первым этапом в истории кадетского корпуса можно считать 30-е - 40-е гг XVIII в., когда был создан конный манеж, и возможно, открыта первая рыцарская школа в 1740 г. Активное использование конного манежа в значительной степени предопределило кавалерийский уклон нового учебного заведения в Несвиже.

В 40-х – 50-х ггг. XVIII в., школа часто называется «кадетский корпус при Несвижской Академии» или вообще "Академией", что говорит об активном использовании в деле подготовки кадетов преподавателей и материальной базы   иезуитской академии.  В этот период кадетский корпус изменил профиль с кавалерийского на пехотно-инженерный. Часть учеников академии изучала математику, а часть - гражданскую и военную архитектуру, все кадеты по очереди несли дневную и ночную караульную службу. Всего за этот период кадетский корпус подготовил около 50 учащихся, многие из которых после его окончания заняли высокие посты в ВКЛ, получили офицерские звания. По своему внутреннему содержанию это было полноценное военное учебное заведение, ориентированное на лучшие примеры военных школ Европы.

Самый известный выпускник корпуса Кароль Радзивилл в дальнейшем продолжил традицию военного образования в Несвиже, заложив в 1767 артиллерийскую академию. В это время милиция князя насчитывала уже около 4 тысяч солдат и Кароль Станислав решил восстановить  кадетский корпус в Несвиже, прекрасно понимая его роль в подготовке профессиональных военных. Директором рыцарской школы стал Ф.К.Фроелих. Новая модель школы имела инженерный и артиллерийский уклоны. В ее программе не было общеобразовательных предметов, поскольку в школу принимались юноши, уже прошедшие первоначальное обучение. Поэтому в корпусе изучались только немецкий и французский языки, математика (геометрия), ситуация (логика), рисование, артиллерия, гражданская архитектура. Количество учащихся, которых сначала называли унтер-офицерами, а затем кадетами, должно было составлять 48 человек, в школу набирались, как правило, юноши-мещане из радзивилловских городов. Недостаточное финансирование учебного заведения по причине тяжелого социально-экономического положения и отсутствие самого князя в Несвиже, привело к тому, что в октябре 1770 (1772?) года, учебное заведение прекратило свое существование. Директор Франциск Фроелих переехал в Гродно, где возглавил военный корпус (школу) Антония Тызенгауза.

Таким образом, Несвижский кадетский корпус заложил прочную традицию  военного образования на белорусских землях. Прослеживаются не только прямые связи между учебными заведениями в Несвиже, созданными Михалом Казимиром  Радзивиллом Рыбонькой и Каролем Станиславом Радзивиллом Пане Коханку, но и косвенная взаимосвязь Несвижской рыцарской школы с Гродненским кадетским корпусом, а через него – с Московским кадетским корпусом.

XVIII век открывает историю и художественного образования на территории Беларуси. И вновь это связано с Несвижем.

Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал магнатский театр. Первый профессиональный магнатский театр был основан Радзивиллами в Несвиже (1740-1791).

Несвижский театр Уршули Радзивилл , жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки), был абсолютно уникальным явлением. Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане. Творческое наследие Уршули Радзивилл – 16 произведений (комедии, трагедии и оперные либретто на польском языке). Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. Первые переводы Мольера сделаны были У. Радзивилл и в Беларуси пьесы были поставлены раньше, чем в Варшаве и Санкт-Петербурге.

Князь Михал Казимир Радзивилл Рыбонька для пополнения крепостной труппы профессионального театра актерами, создал театральную школу с музыкальными и вокальными классами, балетную школу и оркестры: народных инструментов (“литовская музыка”), роговой и военный (“янычарня”).

Новый этап развития несвижского театра и художественных школ начался после возвращения в Несвиж в 1777 году Кароля Станислава Радзивилла “Пане Коханку” (сына Михала  и Уршули Радзивилл). В этот период большое внимание уделялось балету.

Обучение крепостных артистов и их выступление на придворной сцене шло практически параллельно. Из подготовленного кордебалета постепенно выделялись талантливые танцовщики, которыми магнаты заменяли ангажированных за большие деньги иностранцев-солистов; появились собственные балетмейстеры. Тематика танцев не выходила за пределы пасторальных мотивов, балетов в масках, сказочных интермедий и «сальтов с Арлекином». Широкую популярность в магнатском окружении имели традиционные балы-маскарады, где в танцах с гостями обязаны были принимать участие профессиональные танцовщицы, а также экзотические «турецкие балеты», являющиеся составной частью того пасторального ориентализма, который царствовал при дворе Радзивиллов. Подготовка крепостных танцоров поручалась иностранным хореографам — «метрам балетов». Среди них австриец Шреттер, французы Л. М. Дюпре, Я. Оливье, Л. Матье, итальянец А. Путтини (Паттини), чех Навотны. Наличие преподавателей от европейских балетных школ помогло подготовить местные профессиональные кадры. Ярким примером успеха театральной педагогики служит несвижский танцевальный ансамбль, который прошел через работу с 9 иностранными и 1 белорусским мастером и вышел к середине 1780-х годах на уровень пантомимной хореографии в стиле Жан-Жоржа Новерра. Методика преподавания строилась на итальянской и французской школе танца, а в практике преобладали традиции французской Королевской академии музыки и танца.

Обучались крепостные танцовщики и танцу  бальному. Сценический танец включал ригодоны,  пассакальи, сарабанды, жиги, луры, чаконы, паспье, англезы, а бытовые танцы - полонез, мазурку, краковяк, кадриль, которые обязательно исполнялись гостями во время пиров и карнавалов в замках магнатов и шляхетских усадьбах, причем полонез и  краковяк широко бытовали уже с XVI в. Школьные программы кадетских корпусов и духовных академий свидетельствуют, что учеников там обучали и менуэтам, и паспье, и другим медленным танцам. Эти программы и определяли широкое участие воспитанников коллегиумов в танцевальных номерах школьных представлений, а кадетов — в балетах придворных театров.

В 70-80-е годы XVIII века несвижский балет насчитывал более 30 человек и по своему количеству приближался к крупнейшим танцевальным коллективам Западной Европы и России.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в XVI-XVIII вв. в Несвиже утвердились глубокие традиции культуры и образования: сложилась система мужского и женского католического гуманитарного образования, кадетской школой были заложены основы военного образования, художественное образование было представлено тремя направлениями – театральной, музыкальной и балетной школами. Многие из образовательных учреждений того времени были не только уникальными для города, но и для всего государства.

История развития образования в Несвиже XVI-XVIII вв

(история развития образования в Несвиже XVI-XVIII вв)

Культурно-просветительские традиции в г.Несвиже имеют глубокие исторические корни и продолжаются уже пятое столетие. Их зарождение и развитие непосредственно связано с деятельностью представителей рода Радзивиллов, которые владели городом с 1513 г.

В начале 1550-х гг. князь Николай Радзивилл Черный (1515-1565) принял лютеранскую веру, а через два года перешел в более радикальное течение протестантства - кальвинизм. В Несвиж он пригласил протестантских священников и монахов во главе с Лаврентием Крыштовским, ставший министром Несвижского кальвинистского сбора.

При храме была создана арианская школа с пятилетним сроком обучения. Ученики изучали богословие и философию, историю и право, этику и поэтику, логику, риторику, музыку, медицину, арифметику, физику, пять языков 

( в том числе польский и старобелорусский). Арианская школа по тем временам давала прекрасное образование и была известна далеко за пределами Несвижа. Именно тут получил начальное образование Лев Сапега (1557-1633)-государственный деятель ВКЛ.

В это же время по инициативе Николая Радзивилла Черного при финансовой поддержке виленского епископа, мецената и библиофила Евстафея Воловича была основана Несвижская типография М. Кавячинским и Л. Крыштовским. Идейным руководителем Несвижской типографии был знаменитый богослов Симон Будный (1530-1593).

В 1562 г. в Несвижской типографии были изданы первые на территории Беларуси книги на старобелорусском языке:  «Катехизис» и «Про оправдание грешного 

человека перед Богом». Издательская деятельность продолжалась некоторое время и после смерти Н.Радзивилла и отъезда С.Будного в 1565 г.

В 1563-1571 гг в Несвиже на польском и латинском языках были напечатаны 11 изданий Сымона Будного, арианского писателя и теолога Гжегоша Павла и даже музыкальный сборник “Несвижский песенник”, в который вошли 40 псалмов и 110 песен с нотами.

После смерти отца Николай Христофор Радзивилл Сиротка  в 1567 г. перешел в католичество и в

скоре начал в своих владениях активную контрреформационную деятельность. Будучи высокообразованной личностью, Сиротка поставил перед собой амбициозные цели: «в центре Сарматии образовать настоящую Италию», т.е. превратить г.Несвиж, центр ординации Радзивиллов, в европейский культурный город.

Первый шаг на этом поприще был связан с открытием Несвижского иезуитского коллегиума.

По приглашению князя в 1584 г. представители ордена иезуитов открыли в Несвиже начальную школу грамматики, которая вскоре переросла в иезуитское училище с классами поэтики и риторики. Так в Несвиже возник иезуитский коллегиум. Иезуитский коллегиум – это закрытое среднее учебное заведение классического (филологического) типа, существовавшее в 1586−1773 годах. Основной целью коллегиума было воспитание учащихся в духе глубокой религиозности, преданности католицизму и Ордену иезуитов.

 Сиротка передал для коллегиума здание, где размещалась кальвинистская гимназия. Вскоре на месте бывшего кальвинистского збора начинается возведение костела.

Когда учеников стало 80, было начато строительство сразу нескольких каменных зданий коллегиума, а уже в 1588 г. коллегианты и их учителя перебрались в каменный корпус. В дальнейшем число учащихся возросло и даже доходило до 300. Главный корпус коллегиума был построен по планам, привезенным из Рима. В 1593-99 гг. его значительно расширили.

Коллегиум, третий по времени возникновения в Великом княжестве Литовском (после виленского и полоцкого), проектировался для проживания в нём почти 200 человек. Он был построен по принципу римского коллегиума при иезуитской церкви Иль-Джезу и располагался за алтарной частью костёла Божьего Тела. 

По своему характеру иезуитская школа в Несвиже была гуманитарной, принадлежала к распространённому в Европе того времени грамматико-риторическому типу учебных учреждений.  Вся система обучения ограничивалась изучением двух главных циклов наук — сначала «тривиума» (грамматика, риторика, диалектика), затем «квадривиума» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Причем, в полном объеме они преподавались в университетах, а коллегиумы знакомили молодежь только с основами тех или иных курсов.

Иезуитское образование имело много привлекательных черт, благодаря которым школы никогда не пустовали. Одним из значимых достижений стала бесплатность обучения, что было новшеством для того времени. Хотя в целом школы были рассчитаны для детей знати, в них обучались и дети крестьян, экономов, подстарост и т. д. Внимательно относились иезуиты и к физическому воспитанию учащихся. Была хорошо разработана система стимулирования учащихся. Среди методов выделялись стремление активизировать их внимание через постоянное сохранение эффекта новизны и актуальности, вызвать чувства удивления и заинтересованности. Важнейшее место в обучении занимало соперничество коллегиантов.

При Несвижском иезуитском коллегиуме был создан школьный театр, музыкальная бурса, конвикт (интернат) для детей бедной шляхты, работали приходская начальная школа и аптека. Библиотека коллегиума к концу его существования насчитывала 15 тыс. томов.

Среди выпускников иезуитского коллегиума были известные ученые, литераторы Войцех Каялович, Франтишек Князьнин , Ефим Хрептович, братья Ян, Захар и Николай Скарульские, будущий униатский митрополит Р.Корсак.

С 1751 года при коллегиуме начала свою работу несвижская типография Радзивиллов , подаренная коллегиуму, и выпустившая около 70 религиозных, полемических, учебных изданий на латинском и польском языках, в том числе альбом гравюр на меди «Портреты семьи Радзивиллов» (1757).

В 1773 году, после роспуска иезуитского ордена, здание коллегиума было передано Национальной комиссии по образованию, учрежденной Сеймом 1773—1775 гг. В здании коллегиума комиссия открыла уездное (с 1783г. – подокруговое) трехклассное светское училище с шестилетним сроком обучения. Впоследствии здания коллегиума отдали под казармы, которые снесли в 1826 году и на этом месте построили новые.

В конце XVI века в Несвиже кроме иезуитов появились монастыри еще двух католических орденов – женский монастырь бенедиктинок и мужской монастырь бернардинцев (1598 – 1892). Обе миссии вели активную просветительскую деятельность наряду с религиозной. Об учебных заведениях при бенедиктинской обители подробно рассказывает первый раздел экспозиции музея «Под сенью старых стен». Что касается бернардинцев, то их монастырь с костелом Св.Екатерины был построен в северо-восточной части города по инициативе жены Сиротки - Эльжбеты Евфимии уже после ее смерти. Костел был освящен в 1603 г., при нем действовало три братства. С 1628 года при монастыре бернардинцев действовала школа теологии, а в 1654 г. она была заменена на школу философии. С тех пор в монастыре вплоть до закрытия школы (1864г.) постоянно проживали несколько десятков студентов, а улица, на которой находился монастырь получила наименование «Студенческой» (ныне «Ленинская»). В 1672 г. Несвиж стал приютом для странствующего католического монашеского ордена проповедников –доминиканцев.

Несвижский доминиканский монастырь, основателем которого является смоленский стольничий Базыль Бакановский, был построен в 1672 году.  Костел Иоанна Крестителя был освящен в 1780 г. Сначала костел был деревянный, а в 1690 году монахи на собственные средства построили новый храм из кирпича. Для росписей стен и сводов был приглашен известный художник Доминик

 Ксаверий Гесский.

На территории монастыря имелась своя небольшая библиотека и школа. Преподавание предметов здесь велось на высоком уровне. В 1809 г. школа получила статус шестиклассного гимназического училища, а затем стала уездной. В ней в 1833—1835 годах обучался знаменитый поэт и краевед, гордость несвижской земли , Владислав Сырокомля (Людвиг Кондратович). 

В 1835 году под влиянием российской политики на территории Юго-Западного края, преподавание на польском и белорусском языках в школе было запрещено. До наступления учебного года сменили устав и внесли изменения во все школьные предметы. В ноябре 1835 года Несвижскую уездную школу закрыли, на этот момент в школе обучалось почти двести учеников. Знаменитыми выпускниками несвижской доминиканской школы разных периодов были философ Флориан Бохвиц , братья Адольф и Евстафий Янушкевичи , 

художник Адам Шемеш  и др.

В 1873 году доминиканский костел был переоборудован под православный храм, а монастырь домини

канцев закрыт царскими властями. На базе школы доминиканцев в 1875 г. была создана Несвижская учительская семинария.

Новую страницу в истории культуры и образования Несвижа открыл XVIII век. Именно тогда берет начало история военного образования на территории ВКЛ и всей Речи Посполитой. И связано это с созданием Несвижской рыцарской школы ( или корпуса артиллерии и инженерии) в середине XVIII века.

Несвижская рыцарская школа, основанная Михалом Казимиром Радзивиллом Рыбонькой, возникла в числе первых в Европе. Главная особенность корпуса заключалась в его частном характере. Сложная политическая ситуация в Речи Посполитой в этот период привела к постоянным распрям между крупнейшими шляхетскими родами, каждый из которых стремился взять власть в свои руки, влиять на местные и центральный сеймы, а также на короля. Вражда сопровождалась вооружёнными стычками, ведь каждый из этих влиятельных родов имел собственное войско.

Михал Казимир Радзивилл имел в своём распоряжении военные гарнизоны в Несвиже и Олыке, а после смерти брата Иеронима Флориана получил в наследство гарнизоны в Слуцке и Бяла-Подляске. Наиболее значительным вкладом Михала Казимира в военное дело и стало открытие в 40-х годах XVIII в. несвижского кадетского корпуса в целях подготоовки военных кадров для собственного войска Радзивиллов.

Михаил Казимир Радзивилл  был человеком хорошо знавшим военное дело, новейшие европейские тенденции в военном образовании. Под влиянием увиденного за границей он и решил учредить в Несвиже конный манеж, а затем и полноценный кадетский корпус, в котором обучались и его единственные наследники сыновья-близнецы Януш и Кароль.

Вопрос о дате основания рыцарской школы остается дискуссионным до сих пор. Дмитрий Кривошеев утверждает, что благодаря обнаруженным в Литовском государственном историческом архиве документам, можно с уверенностью говорить о функционировании Несвижского кадетского корпуса, как минимум, с 1740 года.  Вместе с тем, в большинстве публикаций, посвященных открытию рыцарской школы в Несвиже, упоминается 1745 или 1747 год.

Первым этапом в истории кадетского корпуса можно считать 30-е - 40-е гг XVIII в., когда был создан конный манеж, и возможно, открыта первая рыцарская школа в 1740 г. Активное использование конного манежа в значительной степени предопределило кавалерийский уклон нового учебного заведения в Несвиже.

В 40-х – 50-х ггг. XVIII в., школа часто называется «кадетский корпус при Несвижской Академии» или вообще "Академией", что говорит об активном использовании в деле подготовки кадетов преподавателей и материальной базы   иезуитской академии.  В этот период кадетский корпус изменил профиль с кавалерийского на пехотно-инженерный. Часть учеников академии изучала математику, а часть - гражданскую и военную архитектуру, все кадеты по очереди несли дневную и ночную караульную службу. Всего за этот период кадетский корпус подготовил около 50 учащихся, многие из которых после его окончания заняли высокие посты в ВКЛ, получили офицерские звания. По своему внутреннему содержанию это было полноценное военное учебное заведение, ориентированное на лучшие примеры военных школ Европы.

Самый известный выпускник корпуса Кароль Радзивилл в дальнейшем продолжил традицию военного образования в Несвиже, заложив в 1767 артиллерийскую академию. В это время милиция князя насчитывала уже около 4 тысяч солдат и Кароль Станислав решил восстановить  кадетский корпус в Несвиже, прекрасно понимая его роль в подготовке профессиональных военных. Директором рыцарской школы стал Ф.К.Фроелих. Новая модель школы имела инженерный и артиллерийский уклоны. В ее программе не было общеобразовательных предметов, поскольку в школу принимались юноши, уже прошедшие первоначальное обучение. Поэтому в корпусе изучались только немецкий и французский языки, математика (геометрия), ситуация (логика), рисование, артиллерия, гражданская архитектура. Количество учащихся, которых сначала называли унтер-офицерами, а затем кадетами, должно было составлять 48 человек, в школу набирались, как правило, юноши-мещане из радзивилловских городов. Недостаточное финансирование учебного заведения по причине тяжелого социально-экономического положения и отсутствие самого князя в Несвиже, привело к тому, что в октябре 1770 (1772?) года, учебное заведение прекратило свое существование. Директор Франциск Фроелих переехал в Гродно, где возглавил военный корпус (школу) Антония Тызенгауза.

Таким образом, Несвижский кадетский корпус заложил прочную традицию  военного образования на белорусских землях. Прослеживаются не только прямые связи между учебными заведениями в Несвиже, созданными Михалом Казимиром  Радзивиллом Рыбонькой и Каролем Станиславом Радзивиллом Пане Коханку, но и косвенная взаимосвязь Несвижской рыцарской школы с Гродненским кадетским корпусом, а через него – с Московским кадетским корпусом.

XVIII век открывает историю и художественного образования на территории Беларуси. И вновь это связано с Несвижем.

Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал магнатский театр. Первый профессиональный магнатский театр был основан Радзивиллами в Несвиже (1740-1791).

Несвижский театр Уршули Радзивилл , жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки), был абсолютно уникальным явлением. Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане. Творческое наследие Уршули Радзивилл – 16 произведений (комедии, трагедии и оперные либретто на польском языке). Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. Первые переводы Мольера сделаны были У. Радзивилл и в Беларуси пьесы были поставлены раньше, чем в Варшаве и Санкт-Петербурге.

Князь Михал Казимир Радзивилл Рыбонька для пополнения крепостной труппы профессионального театра актерами, создал театральную школу с музыкальными и вокальными классами, балетную школу и оркестры: народных инструментов (“литовская музыка”), роговой и военный (“янычарня”).

Новый этап развития несвижского театра и художественных школ начался после возвращения в Несвиж в 1777 году Кароля Станислава Радзивилла “Пане Коханку” (сына Михала  и Уршули Радзивилл). В этот период большое внимание уделялось балету.

Обучение крепостных артистов и их выступление на придворной сцене шло практически параллельно. Из подготовленного кордебалета постепенно выделялись талантливые танцовщики, которыми магнаты заменяли ангажированных за большие деньги иностранцев-солистов; появились собственные балетмейстеры. Тематика танцев не выходила за пределы пасторальных мотивов, балетов в масках, сказочных интермедий и «сальтов с Арлекином». Широкую популярность в магнатском окружении имели традиционные балы-маскарады, где в танцах с гостями обязаны были принимать участие профессиональные танцовщицы, а также экзотические «турецкие балеты», являющиеся составной частью того пасторального ориентализма, который царствовал при дворе Радзивиллов. Подготовка крепостных танцоров поручалась иностранным хореографам — «метрам балетов». Среди них австриец Шреттер, французы Л. М. Дюпре, Я. Оливье, Л. Матье, итальянец А. Путтини (Паттини), чех Навотны. Наличие преподавателей от европейских балетных школ помогло подготовить местные профессиональные кадры. Ярким примером успеха театральной педагогики служит несвижский танцевальный ансамбль, который прошел через работу с 9 иностранными и 1 белорусским мастером и вышел к середине 1780-х годах на уровень пантомимной хореографии в стиле Жан-Жоржа Новерра. Методика преподавания строилась на итальянской и французской школе танца, а в практике преобладали традиции французской Королевской академии музыки и танца.

Обучались крепостные танцовщики и танцу  бальному. Сценический танец включал ригодоны,  пассакальи, сарабанды, жиги, луры, чаконы, паспье, англезы, а бытовые танцы - полонез, мазурку, краковяк, кадриль, которые обязательно исполнялись гостями во время пиров и карнавалов в замках магнатов и шляхетских усадьбах, причем полонез и  краковяк широко бытовали уже с XVI в. Школьные программы кадетских корпусов и духовных академий свидетельствуют, что учеников там обучали и менуэтам, и паспье, и другим медленным танцам. Эти программы и определяли широкое участие воспитанников коллегиумов в танцевальных номерах школьных представлений, а кадетов — в балетах придворных театров.

В 70-80-е годы XVIII века несвижский балет насчитывал более 30 человек и по своему количеству приближался к крупнейшим танцевальным коллективам Западной Европы и России.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в XVI-XVIII вв. в Несвиже утвердились глубокие традиции культуры и образования: сложилась система мужского и женского католического гуманитарного образования, кадетской школой были заложены основы военного образования, художественное образование было представлено тремя направлениями – театральной, музыкальной и балетной школами. Многие из образовательных учреждений того времени были не только уникальными для города, но и для всего государства.

свернуть
Меню раздела
Опросы
Какие разделы сайта вызвали наибольший интерес?