Все начинается с учителя

История Несвижской учительской семинарии

История Несвижской учительской семинарии

Учительские семинарии - это педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальной школы. Первые заведения такого типа появились в Германии в XVII веке.

На территории Беларуси первая семинария была открыта в Молодечно в 1864 году, а затем были открыты семинарии в Полоцке (1872), Поневежесе (Ковенской губернии, 1872), Несвиже (1875) и Свислочи (1875). До 1907 г. они являлись основным источником кадров для начальной школы Виленского округа и выпускали ежегодно 80-120 учителей.

Несвижская учительская семинария была открыта 3 июля 1875 г. Она начала свою деятельность в здании закрытого российскими властями католического монастыря отцов доминиканцев       1 фотоо . Привлекает внимание тот факт, что семинария открывается в тот же год, когда после почти 60-летнего перерыва в Несвиж возвращаются Радзивиллы, правда уже другой, не Несвижской, а берлинской линии, сюда приезжает Антоний Радзивилл и его жена Мария де Кастелян. Может именно этот факт и ускорил открытие нового учебного заведения.

По воспоминаниям одного из выпускников, семинария выглядела так: «За городской ратушей стоял двухэтажный дом, оштукатуренный и побеленный, с большими окнами и вывеской, на которой позолоченными буквами было написано: «Учительская семинария». К главному зданию примыкали два двухэтажных строения, что создавало внутренний семинарский двор. фото 2222 В одном крыле были квартиры учителей семинарии, кухня, общежитие и хозяйственное помещение”.

В Несвижскую семинарию принимались молодые люди преимущественно крестьянского сословия, исключительно православного вероисповедания, здоровые от 16 до 18 лет, имевшие положительную характеристику от приходского священника.

Все подавшие прошение о приеме в семиранию, сдавали экзамены по закону Божьему, русскому языку, арифметике и пению в объеме программ для народных училищ Виленского учебного округа. Главное внимание во время вступительных испытаний обращалось на ясное усвоение предмета, понимание и способность к рассуждению. По итогам вступительных экзаменов и результатам года, учащимся назначалась стипендия: в подготовительном классе – 45 рублей, далее – 95 рублей в год. Каждый семинарист получал на 5 рублей книг, которые оставались в его собственности. Одежда, еда и прочее должно было быть приобретено учащимися самостоятельно.

Срок обучения в семинарии составлял 3 года (без учета подготовительного класса).  Изучались Закон Божий, педагогика, русский и церковнославянский языки, арифметика, геометрия, черчение, русская и всеобщая история, русская география, природоведение, чистописание, пение. Кроме того, воспитанники осваивали ремёсла по выбору попечительского совета.  По своим образовательным программам Несвижская учительская семинария соответствовала курсу средней школы, но выпускники семинарии не имели права поступать в высшие учебные заведения и получать классный чин.

Несмотря на ограниченность учебных программ и русификаторский характер всего процесса обучения, в несвижской семинарии на должном уровне преподавались педагогические дисциплины. Большое внимание уделялось формированию практических навыков преподавания в начальной школе, эстетическому и художественному образованию, навыкам ручного труда и спорту. Воспитанник Несвижской учительской семинарии, как правило, хорошо рисовал, владел столярным и слесарным инструментом, мог руководить школьным хором и играть на музыкальном инструменте.

В семинарии были физический и природоведческий кабинеты, химическая лаборатория, актовый зал, общежитие для семинаристов, хорошая библиотека, действовала образцовая начальная школа, где будущие учителя проходили педагогическуб практику.

С начала 1900- х гг. здесь была образована учебная метеорологическая станция, где с помощью соответствующих приспособлений проводились наблюдения за температурой воздуха, осадками, направлениями и скоростью ветра. Результаты исследований ежемесячно направлялись в Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербурге. 

В 1910 г. в семинарии был создан педагогический музей наглядных пособий и школьных учебников.

Каждый семинарист постоянно контролировался педагогами. Подробная характеристика выпускника направлялась на место его службы.

После завершения курса обучения, выпускники семинарии получали свидетельство на звание учителя народного училища. На весь период службы на этой должности они освобождались 

 

от всех личных повинностей, в том числе от службы в армии. Существовало в семинарии и своеобразное “распределение”: стипендиаты обязаны были прослужить на должности учителя народных училищ не менее 4 лет по направлению попечителя Виленского учебного округа или вернуть всю сумму полученной стипендии за период обучения.

Большое внимание в семинарии уделялось подбору педагогических кадров.  На главные должности назначались лица с высшим богословским образованием. Например, директор Павел Дмитриевич Мелиоранский был выпускником литовской духовной семинарии, а в 1877 г. закончил духовную Академию в Санкт-Петербурге. 

Среди педагогов семинарии были эрудированные и высоконравственные люди. Так,  в 1899 году в Несвиж приехал преподаватель русского и церковнославянского языков Федот Андреевич Кудринский, представитель прогрессивное педагогической мысли, историк, этнограф, писатель и публицист. Он знакомил семинаристов с передовой педагогической теорией, демократическими взглядами на образование. Ф.А.Кудринский поощрял литературное творчество учащихся, проводил литературные вечера, изучал историю края, вел просветительскую деятельность среди крестьян. Не случайно, он стал любимым учителем Константина Мицкевича (Якуба Коласа) , первым заметил его поэтический дар.

Среди когорты передовых педагогов семинарии необходимо отметить и Кодратия Фомича Счансновича (1862-1925ггг.), который с 1903 года работал директором Несвижской учительской семинарии.

Руководство семинарией К.Ф. Счанснович совмещал с преподаванием русского языка и литературы. Его лекции привлекали строгой логикой, научностью и вместе с тем доступностью, яркостью и эмоциональностью изложения. Он всегда был требователен и доброжелателен, умел видеть в своих учениках творческий потенциал, каждая встреча с ним обогащала его учеников. К.Ф. Счанснович не жалел личных средств для поддержания порядка во вверенном ему учебном заведении. Ученики любили его за терпимость  и демократизм. При К.Ф.Счансновиче в семинарии расширилось ученическое самоуправление.

Поступательное развитие педагогического образования в Несвиже было прервано военно-революционными событиями начала ХХ века.

В 1914 году началась Первая мировая война. Фронт приблизился к Несвижу, началась эвакуация государственных и общественных учреждений. Семинария была перевезена в Вязьму Смоленской губернии. Наладить учебный процесс на новом месте удалось только в сентябре 1916 года. В эвакуации на учебу в семинарию принимали только выходцев из белорусских губерний.

Благодаря ходатайству городского самоуправления Несвижа, российские власти позволили вернуть семинарию на родину в сентябре 1917 года, но её имущество вернулось в город  только в начале августа 1918 года, уже во время немецкой оккупации. За эти годы материальная база семинарии была почти уничтожена.

После переезда в родной город, по инициативе семинариста Михаила Мицкевича в Несвижской семинарии был создан Белорусский культурно-просветительский кружок “Товарищество просвящения”. Своей целью это объединение ставило объединение учащихся вокруг идеи национального и социального освобождения Беларуси, изучение белорусской истории и культуры, пропаганду театрального искусства. Силами кружковцев были созданы белорусская читальня, организована драматическая дружина, которая поставила в семинарии пьесы Я.Купалы, Я.Коласа, В.Голубка. Деятельность товарищества поддержали директор К.Ф.Счаеснович и учитель истории Николай Кулагин.

Во время немецкой оккупации Несвижская учительская семинария переживала тяжелый период: фактически было приостановлено ее финансирование.

С приходом советской власти в декабре 1918 г. над учительской семинарией нависла угроза ее преобразования в трехмесячные учительские курсы. 

Приход в Несвиж польских легионеров И.Пилсудского привел к окончательному уничтожению семинарии, которая просуществовала неполных 44 года. В это время, благодаря инициативе ксёндза  В. Гадлевского и директора польской гимназии М. Масонюса, было написано прошение о сохранении семинарии. В поддержку Несвижской учительской семинарии выступили жители Несвижа, Слуцка и Клецка.  Но все было напрасно -  чуда не произошло. Польские власти  довершили свое дело - Несвижская учительская семинария была закрыта в 1921 году.

Главный результат работы любого учебного заведения - это его выпускники. Абсолютное большинство выпускников семинарии навсегда связали свою жизнь с педагогической деятельностью. Судьба сельского учителя в начале ХХ ст. была незавидная: зарплата 16-20 рублей в месяц, четыре года обязательной отработки для обучавшихся за казенный счет, переполненность классов по 50-70 человек на одного учителя... Но это была настоящая школа жизни и преданности профессии. Учительские семинарии, несмотря  на возложенные на них задачи по русификации и ассимиляции населения края, стали «аlmаmаtеr» для многих культурных, общественных и государственных деятелей нашей страны: этнографа и историка Адама Богдановича, замечательного педагога и организатора школьного дела в Беларуси Змитра Степуры, фольклориста Павлюка Демидовича, будущего преподавателя Виленской белорусской гимназии Ивана Заморина, известного белорусского драматурга Василия Сташевского, будущего наркома юстиции БССР Александра Сташевского, этнографа Александра Сержпутовского, первого наркома здравоохранения Александра Сенкевича, писателей Кузьмы Черного, Антона Галины, Янки Неманского (настоящее имя Петрович Иван Андреевич) и классика белорусской литературы Якуба Коласа, имя которого носит наше учебное заведение.  "Знаменитые выпускники" (ссылка на раздел “Выпускники семинарии”).

 

Несмотря на закрытие русской учительской семинарии, история педагогического образования в Несвиже не закончилась. В 20-30-е гг.ХХ в. в городе при поддержке Радзивиллов была создана польская учительская семинария. В 1921 г. Альбрехт Радзивилл под семинарию отдал правое крыло своего замка.  Кроме того семинаристам разрешалось играть на валу и в парке, где они учились охранять природу. Зимой на озере под музыку духового оркестра 27-го уланского полка имени Стефана Батория открывался городской каток. Некоторые семинаристы на большой перемене, после традиционного молока с булочкой, успевали покататься на коньках.

Семинария пользовалась уважением и авторитетом в Польше за хорошую подготовку преподавательских кадров. Учеба здесь длилась 5 лет,   осваивались семнадцать предметов.  Учились семинаристы и резьбе по дереву, этикету. Отличникам князь платил стипендию. В семинарии занимались поляки, белорусы, русские, евреи. Велика была и культурная программа: костюмированные балы на Новый год, Рождество и Пасху. Если вечера готовили сами семинаристы, то на них приглашались: семья князя, городское руководство, преподаватели других учебных заведений, ксендз или батюшка, раввин.

В годы Великой Отечественной войны усилиями Алеся Виницкого немецкие власти разрешили открыть учительскую семинарию в ратуше. Работала она с 1942 по 1944 год.  Польская и белорусская учительские семинарии также по праву гордятся многими своими выпускниками.

Таким образом, сложные социально-политические события кон.ХIX – нач.XX вв. не уничтожили традиции культуры и просвещения в Несвиже.

 

свернуть

Известные выпускники Несвижской учительской семинарии

 

Адам
Егорович Богданович
(1862 – 1940)

белорусский этнограф, фольклорист, историк, языковед. Отец классика белорусской поэзии Максима Богдановича.

Семинарию закончил в  1882 г.

 

Александр
Казимирович Сержпутовский
(1864 - 1940)

 

 

белорусский этнограф, фольклорист.

Награждён малой золотой медалью Русского географического общества за сборник белорусских пословиц со словарем (сохранилась часть рукописи), подготовленный к печати в 1908 году.

Семинарию закончил в 1884 г.

Павел
Петрович Демидович
(1871 – 1931)

 

белорусский этнограф, фольклорист, педагог.

Работал в области изучения семейного быта, верований и обрядов белорусов, записывал народные говоры.

Семинарию закончил в 1890 г.

Антон
Юрьевич Лёсик
(1872 – 1949)

языковед, педагог, участник белорусского национального движения, научный сотрудник Инбелкульта, старший брат Язэпа Лёсика, дядька Якуба Коласа по материнской линии. Преподавал в педагогическом техникуме и совместно с братом занимался вопросами белорусского правописания.

Михаил
Семёнович Костко
(1880 – 1953)

 

священник, философ, православный поэт.

Семинарию закончил в 1900 г.

Филипп
Матвеевич Короткевич
(1881-1921)

 

 

педагог, революционер, возглавлял Белорусский отдел Народного комиссариата по делам национальностей.

Семинарию закончил в 1901 г.

Константин Михайлович Мицкевич
( Якуб Колас)
(1882 – 1956)

народный поэт Беларуси, академик  АН БССР, заслуженный деятель науки Беларуси. Семинарию закончил в 1902 г.

Александр
Антонович Сенкевич
(1884-1939)
      

 

народный комиссар здравоохранения (1921-1923), ректор Коммунистического университета. Член ЦК КП(б)Б

Семинарию закончил в 1902 г.

Репрессирован в 1938 г.

Иосиф (Язэп) Константинович
Шнаркевич
(1888-1974)

 

белорусский политический и военный деятель, педагог, участник антипольского движения.Руководитель белорусского отдела народного комиссариата просвящения БССР (1920). Один из инициаторов создания БСРГ (1925).

Семинарию закончил в 1907 г.

 

Иван
Андреевич Петрович
(Янка Нёманскі)
(1890 – 1937)

 

белорусский писатель, экономист, общественный деятель

Семинарию закончил в 1909 г.

Иван
Трофимович Гаврис
(1890 - 1937)

 

белорусский художник, педагог, деятель белорусского возрождения, член УНОВИС, участник Первой Всебелорусской выставки (1925).

Семинарию закончил в 1909 г.

Александр
Осипович Сташевский
 (1889 – 1938)

 

народный комиссар внутренних дел БССР, народный комиссар юстиции и прокурор БССР. Семинарию закончил в 1911 г.

Репрессирован.

Михаил

Иванович Мороз

(1893 -

 

деятель национального возрождения, дипломат, Председатель комиссии Инбелкульта по охране памятников старины, искусства и природы, первый полномочный представитель БССР в РСФСР (1921-1924 гг)

Семинарию закончил в 1911 (1912?) г.

Григорий
Прокопович Рак
( 1893-1938)

 

 

экономист, краевед, педагог. Работал в институте экономики НАН Беларуси. Секретарь комиссии по домашним ремёслам при Инбелкульте.

Семинарию закончил в 1913 г.

Репрессирован.

Василий
Петрович Сташевский
(Базыль Сташэўскі)
(1895 - 1937)

 

белорусский прозаик,драматург, педагог. Семинарию закончил в 1914 г.

 
Николай
Васильевич Шатерник
(1890 – 1934)

 

языковед, краевед, педагог.

Семинарию закончил в 1914 г.

 

Федор
Антонович Бондарчик
(1893-после 1931)

 

 

белорусский политический и военный деятель, педагог. Принимал участие в антипольском подпольном движении.

Семинарию закончил в1914 г.

Репрессирован.

 

 

 

Михаил
Михайлович Мицкевич
(Антось Галіна)
(1897 - 1991)

белорусский литератор, переводчик, младший брат Якуба Коласа.

Николай
Карлович Романовский
(Кузьма Чорны)
(1900 - 1944)

 

белорусский писатель.

Учился в семинарии в 1916-1919 гг.

Григорий
Данилович  Мурашка
(Рыгор Мурашка)
(1902 – 1944)

 

белорусский писатель.

Учился в семинарии в 1917 г.

Иван
Тимофеевич Троско
(1904 – 1976)

 

музыкант, композитор, педагог.

Впоследствии – преподаватель несвижского педучилища (1944-1956)

свернуть
Опросы
Какие разделы сайта вызвали наибольший интерес?