Особой страницей в истории образования Несвижчины является подготовка педагогических кадров в послевоенный период.
Сразу после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков встал вопрос о восстановлении системы образования. Новый 1944-1945 учебный год начался точно в срок, хотя учителей катастрофически не хватало. В своих воспоминаниях выпускник Несвижского педагогического училища, доктор философских наук профессор Иван Иванович Антонович писал: «Самым судьбоносным событием своей жизни я считаю то обстоятельство, что 1 сентября 1944 года, через месяц после того, как немецкие оккупанты были изгнаны с белорусской земли, я пошел в первый класс четырехгодичной сельской школы в деревне Домаши Ляховичского района. Не хватало ничего: керосина для ламп, дров для отопления, учебников, один карандаш разрезался на четыре части, и каждый ученик получал возможность писать. Откуда-то привозили офицерские блокноты, рвали их на части и делали из них своеобразные тетради для учеников. С тех пор на всём протяжении Советской власти у меня формировалось одно мощное убеждение: система давала всё, что могла, и все, кто хотел учиться, работать, добиваться чего-то в жизни, такие возможности имел».
Именно тогда началась история Несвижского педагогического училища. Постановлением Барановичского Обкома компартии Белоруссии и Облисполкома от 24 сентября 1944 года было решено открыть в Несвиже учебное заведение, чтобы обеспечить учительскими кадрами школы Барановичской области.
В октябре 1944 г. в штате педучилища было лишь три человека: директор Артем Петрович Савченко, преподаватель математики и временно исполняющий обязанности завуча Евгений Николаевич Воронков и преподаватель истории Казимир Иосифович Погоцкий. Именно им предстояло проделать огромную работу по набору студентов в кратчайшие сроки. Через районные газеты и объявления дирекция педучилища уведомила о первом наборе. За две недели – до 20 октября 1944 года поступило всего 17 заявлений, но через несколько дней несколько человек забрали документы. И тогда А.П.Савченко и его соратники поехали по близлежащим районам, убеждали родителей, учеников старших классов, работающую молодежь поступать в училище. Убежденность и настойчивость педагогов-энтузиастов дала свои плоды. Уже в ноябре в педагогическое училище на разные курсы (их называли тогда классы) было зачислено 227 человек. 12 ноября набор и размещение учащихся в четырех домах на окраине г.Несвижа по ул.Ленинская, 84 были закончены. Через день начались занятия в две смены. В распоряжении педучилища не было ни учебников, ни библиотеки, поэтому большим событием стало получение 20 экземпляров книг по разным предметам из Гомельского педагогического училища. Это и составляло первоначально материальную базу. Только в следующем учебном году исполком Несвижского райсовета принял решение о передаче педучилищу здания и земельных угодий бывшего монастыря бенедиктинок с 20 июня 1945 года.
Первые годы работы были самыми сложными: не хватало преподавателей, учебников, тетрадей. Нуждались в самом необходимом и студенты, и педагоги.
Вот что вспоминает одна из первых учащихся Несвижского педучилища Елена Адамовна Жишкевич: «Первый набор в педучилище осуществлялся на базе 7 классов. В Копыль, где я жила в то время, приехал учитель из Несвижа и предложил тем, у кого есть желание, поступить в педучилище. Я сразу загорелась этой идеей. Транспорта не было, до Несвижа добирались пешком, но учиться очень хотелось. Особенно сложно было первое время. Действовала карточная система: каждому учащемуся на день выдавали 0,5 кг хлеба, но этого едва хватало. Остро ощущалась нехватка книг, тетрадей. Писали чернилами на старых газетах. Особенно мне запомнился эпизод, который произошёл, когда я была на первом курсе. Нам было задано прочитать роман Л.Н.Тольского «Война и мир». Но книгу эту достать оказалось сложно. Одна моя одногруппница все же нашла её, но на польском языке. Я относительно хорошо владела этим языком. Поэтому я читала и переводила, а остальные слушали.”
Народный поэт Беларуси, бывший преподаватель Несвижского педучилища Павел Кузьмич Пронуза вспоминал: «В ноябре 1945 года меня направили в педучилище преподавать белорусский язык и литературу. Меня удивили первые встречи с учащимися. Юноши и девушки были одеты по-деревенски, на некоторых видел телогрейки и шинели с отцовских плеч. Условия были нелёгкими: не хватало учебников, тетрадей, наглядных пособий, комнат для жилья, аудиторий. В выходные дни многие пешком шли домой, к родителям за 20-40 км, чтобы принести чего-нибудь из еды. Они часто просили рассказать меня о войне, друзьях-фронтовиках. На первых уроках я интересовался биографиями своих слушателей. Некоторые из них были моложе меня всего на 4-5 лет и своими глазами видели ужасы войны. Они очень болезненно переживали, что целых три года не могли учиться, приобретать знания и, как говорится, были переростками».
В музее Несвижского колледжа хранится уникальный экспонат – альбом 1947 года с воспоминаниями студентов ІІІ-х классов о Великой Отечественной войне, оформленный самими ребятами и их преподавателями Марией Филипповной Рожновой и Петром Иовлевичем Паливодой.
Сколько горя, недетских воспоминаний на этих страницах. Но и сколько радости за победу! Из работы Ираиды Притыцкой (младшей сестры Сергея Притыцкого): «9 мая в Москве я шла рядом со всеми с сознанием гордости за себя, за свой народ, Родину, армию. Теперь дети будут учиться в свободной нашей стране. Мы пойдем работать. Весь народ начнет залечивать тяжелые раны, нанесенные войной».
Читая искренние, немного наивные домашние сочинения «Памятный случай в моей жизни» ясно представляешь атмосферу того времени, чувства и надежды ребят послевоенного поколения. Становится понятно, почему они так высоко ценили, такую простую вещь: возможность учиться. Несмотря на нужду и нехватку элементарных средств обучения учащихся послевоенных лет отличала огромная тяга к знаниям и преданность будущей профессии.
В 1945 году училище значительно расширилось. Начали работу краткосрочные учительские курсы. Из действующей армии демобилизовывались жители западных областей, имевшие опыт педагогической работы. Они и те, кто был зачислен в 3 класс училища и стали первыми выпускниками училища. В победном 1945 году дипломы о педагогическом образовании получили 44 выпускника, девять из них сразу поступили в учительские институты, остальные пошли работать в школы.
Постепенно жизнь в училище налаживалась. В 1946-1947 учебном году были получены новые учебники, организован педкабинет, военно-физкультурный кабинет, кабинет физических приборов. Педучилище перешло на 4-х летнее обучение. Новой ступенью в деятельности педагогического училища, стало принятие основного нормативного документа «Устава Несвижского педагогического училища» (Фонд 2582, № 17) – 17.02.1949г.
Вскоре в училище сложился стабильный педагогический коллектив. Это были удивительные люди. Директор Артем Петрович Савченко и завуч (а с 1950г. – директор) Алексей Евстафьевич Правошинский были из плеяды первых выпускников БГУ, активных участников культурно-просветительского движения в Беларуси в двадцатые годы.
С огромной благодарностью вспоминают выпускники разных лет преподавателей - языковедов П. К. Пронузу, М. Ф. Рожнову, Т. М. Марикову, А. Ф. Воронову, И.Ф.Михолап, В. И. Куликовскую, А. М.Бордовича, Н.А.Савченко, физика Б. А. Сосновского, математиков Н.А.Гаранина, Ф.Н.Герцага, Е. Л. Злотникова, историков К.И.Погоцкого и С. А. Воронова, преподавателя педагогики П. И. Поливоду, географов А. Е. Правошинского и Н. И. Пшыркову, музыкантов П. Н. Косача, И. Т. Тросько, И.М. Кудрука, физкультуры – В.С.Киселева и В. А. Лисенкова и др. Многие из них воевали на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских бригадах, за самоотверженный педагогический труд были награждены высокими правительственными наградами и званиями.
Несмотря на все сложности времени педагогическое училище жило активной, интересной жизнью. Ребята встречались с участниками войны, известными литераторами: ленинградским писателем Л. Раковским, белорусскими поэтами Петрусем Бровкой, Максимом Танком, Кондратом Крапивой, Пименом Панченко, Пилипом Пестраком и др. В доме культуры училища выступал известный иллюзионист Игорь Кио, а культпоходы в кино организовывались сразу всем большим и дружным коллективом.
Кипело литературное творчество. Вокруг поэта Павлюка Пранузо (учителя белорусского языка и литературы) объединились молодые таланты И. Ралько, Р. Печенко, Б. Кушнер, И. Гордейчик, Б. Прокопчук, Е. Трапезова...
Далеко за пределами училища были известны музыкальные коллективы училища: четырехголосный хор под руководством П.Н.Косача, оркестр народных инструментов и ансамбль струнных инструментов (руководитель И.Т.Тросько). Работали многочисленные предметные, краеведческий и драматический кружки. Активно действовала комсомольская организация училища.
Складывались прочные педагогические традиции: работа в подсобном хозяйстве, проведение летней студенческой спартакиады, спортивных соревнований, посвященных Дню Победы, на третьем курсе студенты выезжали на экскурсию в Ленинград. В своих воспоминаниях И.И.Антонович писал : “до сих пор и до конца моих дней Несвиж останется для меня своеобразным местом паломничества, душевного вдохновения. Я сохранил навсегда теплые воспоминания о педагогах. В педагогическом училище нас, деревенских детей, постепенно приобщали к нормальной современной жизни, учили не только манерам, но и гигиене, приобщали к чтению, к интеллектуальным занятиям, открывали нам сокровища мироздания и культуры”.
За успехи в деле воспитания и профессиональной подготовки молодежи в 1952 г. Несвижскому педагогическому училищу было присвоено имя народного поэта Якуба Коласа.
В 1956 году рядом со зданием бывшего монастыря был построен новый учебный корпус. Однако в том же 1956 году, выполнив свою основную миссию по подготовке учительских кадров для начальных школ республики, педагогическое училище в Несвиже было закрыто. 249 личных дел учащихся были переданы в июле 1956 г. директору Пинского педагогического училища имени А.С. Пушкина. Восемнадцать личных дел было отдано на руки. На месте училища была открыта школа-интернат.
Всего за 12 лет работы училище выпустило 1005 учителей начальных классов. Энергичность, инициативность, трудолюбие, ответственность, высокий профессионализм всегда отличали выпускников Несвижского педагогического училища, где бы они ни работали. Судьба их сложилась по-разному. Среди выпускников училища министр иностранных дел Беларуси (1997-1998 гг), доктор философских наук, профессор И.И.Антонович, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы, профессор Ираида Осиповна Царюк (Притыцкая), кандидат исторических наук, доцент Белорусского института правоведения Иван Демьянович Стадуб, ученый-геодезист, депутат Сената Парламента Республики Казахстан, бывший ректор Казахской архитектурно–строительной академии Павел Александрович Атрушкевич, научный сотрудник Института истории партии, Национального архива Республики Беларусь Александра Николаевна Гесь, преподаватель Минского государственного лингвистического университета Виктор Рудаковский, бывший начальник отдела образования Минского облисполкома Александр Степанович Новик… Но абсолютное большинство выпускников училища на всю жизнь остались верны школе. Заслуженые учителя республики М. К. Филонович, Е. Т. Рабочая, А. И. Станютко, И. К. Ярмолинский, З. И. Варшавская, отличники просвящения Я. А. Сакович, К. Я. Шишигина, М. С. Ярмолинский, В. А. Драчан, В. З. Бруй, Е. А. Жишкевич, В. И. Мороз, Н. А. Савенко и еще сотни и сотни имен. Многие материалы о выпускниках послевоенного педагогического училища хранятся сегодня в районных и школьных музеях, вошли памятными страницами в районные историко-документальные книги “Память”, летописи учреждений образования республики. По самым скромным подсчетам 1000 выпускников послевоенного Несвижского педучилища за свою трудовую жизнь воспитали не менее полумиллиона учеников.
Когда в 1984 году встал вопрос о возобновлении работы педагогического училища в Минской области, место его размещения было выбрано сразу – город Несвиж. Приказ оо открытии училища подписывал его бывший выпускник А.С.Новик. Вся организационная работа легла опять же на выпускников училища директора Валентина Захаровича Бруя и завуча Янину Адамовну Сакович. Они не просто создавали новое учреждение образования, а бережно воссоздавали лучшие традиции послевоенного училища: экскурсии в Ленинград, студенческую спартакиаду, театральные и музыкальные коллективы, методическую помощь выпускникам на преддипломной практике… Конечно, время диктовало и новые формы образования и воспитания молодежи. Но соединение традиций и новаторства всегда отличали Несвижское педагогическое училище, а потом колледж имени Якуба Коласа.